Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

В Резекненской думе царит тоталитарный режим, мэр запугал горожан

Анита ДАУКШТЕ, Ludzas Zeme

  

(picture 2)
Депутат-оппозиционер В. Дубовский: Резекненский мэр все делает с позиции силы, что ненормально для демократического общества.

Мы пригласили на интервью о работе Резекненской думы депутата-оппозиционера Вячеслава ДУБОВСКОГО. То, что происходит при мэре Александре Барташевиче, наводит на мысли о тоталитарном режиме с уклоном к запугиванию.

Увы, резекненская пресса об этом не пишет, поскольку не желает лишних проблем. В свою очередь, другие не говорят правды, поскольку финансируются местными властями.

Но молодой депутат В. Дубовский (31 год) еще не заражен синдромом страха, поэтому не испугался сказать то, что думает. Он представляет оппозицию, избран от партии Alternative. Взгляды Дубовского не совпадают с позицией согласистов, представляемых Барташевичем.

Вячеслав - предприниматель, председатель Латвийской ассоциации телекоммуникационных коммерсантов. Учится в докторантуре, в свое время более десяти лет отработал на радио и в журналистике. В ходе беседы мы поняли, что это человек с широким кругозором и серьезным настроем на конструктивную работу.

- Как у вас, в оппозиции, идут дела? Люди говорят, что Барташевич вышел за рамки и ведет себя по-царски. 31 миллион бюджета самоуправления - это большие деньги, к которым он буквально присосался.

- Правящая партия не пытается идти с нами на диалог. В оппозиции нас трое: я, ректор Резекненской высшей школы Тейрумниекс и главврач больницы Язеп Корсак. Став депутатом, я понял, что что-то в этом городе происходит не так. Мы ведем активную переписку с думой, запрашиваем документы. Пока наши усилия по налаживанию диалога с властью не увенчались успехом.

Есть у нас и два не принадлежащих к каким-либо фракциям депутата - Игорь Луциянов и Раймонд Арбидан. Они, судя по результатам голосований, больше ориентированы на Согласие. Мы предложили им вступить в нашу фракцию Patrioti sauc!, но ответов до сих пор не получили.

Что касается нашей работы, то мы подготовили 22 предложения по бюджету на 2015 год, но ни одно из них не было учтено. Председатель думы сослался на то, что мы неправильно написали и оформили документ. А для чего тогда нужен думский аппарат?

Пусть подскажут и исправят, как полагается по закону о самоуправлениях! Фактически нас отодвинули в сторону от работы в думе.

Но иногда мы все-таки влияем на деятельность местной власти. Как? Часть наших предложений реализуется опосредованно - после давления со стороны масс-медиа. Возьмем, к примеру, вопрос автомобильных стоянок. Для Резекне это проблема, хотя для вас, в Лудзе, наверное, тема пока неактуальна. Но у нас, допустим, возле Резекненской поликлиники творится хаос: припарковаться негде, и приходится больную старушку тащить под руку аж 200 метров.

Я даже так скажу: это не мы оппозиция, это Резекненская дума выступает против всей Латвии. Министерство по охране окружающей среды и региональному развитию об этой ситуации проинформировано. Всем известно, что Резекне позиционирует себя как государство в Латвии.

- Резекне - государство в государстве благодаря мэру, который считает, что весь мир принадлежит ему... - Мы можем критиковать правительство за то, как оно распределяет деньги. Тем не менее, нравится нам или нет, но как орган государственного управления ближе всего к простым людям именно местная власть и городской мэр.

Народ возлагает на него надежды, хочет, чтобы жизнь в городе наладилась. Поэтому задача председателя думы заключается не в удовлетворении личных амбиций, а в заботе о нуждах города. У нас же дела обстоят иначе. Наш мэр, будучи из находящейся в оппозиции Сейма партии, выступает против министерств и привлекает под свои знамена местных предпринимателей и жителей.

Выходит, его стиль работы - идти против течения, не пытаться искать обоюдовыгодные решения, делать все с позиции силы. Это ненормально с точки зрения демократического общества. Резекне против всех сейчас фактически занимает какую-то позу.

Взять хотя бы тот же олимпийский центр - правительство не против выделить деньги в полном объеме, но оно ждет, что дума начнет диалог. А этого не происходит. И что в таком случае получается? То, что три депутата Сейма костьми легли за этот проект, добыли 700 000 евро. Взято 1 миллион 300 тысяч ссуды, на них мы сейчас строим не олимпийский центр, а пока только олимпийскую гостиницу за 2 087 943,89 евро, без НДС.

- Интересно, но закупку выиграло ПО Latgales būve, имеющее отношение к принадлежащему семье Барташевича ООО Latgalija. Как вы считаете, это совпадение?

- В ходе процедуры закупки выбрано лучшее предложение -- самая низкая цена. Насколько это было честно, пусть каждый решает сам.

- Понимают ли резекненцы, что происходит в их думе и на благо кого? В интервью центральной прессе Барташевич высказался, что криминогенная ситуация в городе улучшилась. Народ придерживается иного мнения. -- Статистически все выглядит красиво. После ликвидации Муниципальной полиции уровень преступности вроде бы особо не увеличился, но реальность сурова. Вызывающие резонанс убийства, чувство незащищенности -- так можно охарактеризовать действительную ситуацию в городе. При этом, согласно данным Latvijas Fakti, рейтинг резекненского мэра составляет 77%! Главное -- не как отвечать, а как считать...

- Каковы шансы Барташевича быть переизбранным на следующий срок?

- Это мы увидим в 2017 году, когда состоятся очередные выборы в местную власть. Но я предполагаю, что резекненцы уже понимают, что главное - это не красивые здания самоуправления и новые грандиозные сооружения, а достойный уровень жизни, когда есть где работать и зарабатывать. Если вернемся к анализу Latvijas Fakti, оказывается, две трети жителей Резекне побаиваются связываться с предпринимательской деятельностью. Нетрудно понять, почему.

- Мэр много говорит о привлечении туристов. Что в Резекне есть такого уникального?

- Туризм в Резекне? Его нет! Так у нас же круглый год +45°, море и мощи святого Петра, а еще скелет первого латгала и скульптура писающего мальчика, который приносит удачу, если его потереть! Шучу, конечно. Вы ведь сами понимаете, что реально туризм в Резекне и Лудзе возможен лишь в малых дозах. Это несерьезно. Какой уж тут туризм, если до сих пор не решен вопрос даже с гостями из соседних краев, которые приезжают на концерты в Gors! Что им делать потом? Реально - нечего, надо ехать домой.

Я объездил пол-Европы, поэтому разговоры мэра о Резекне как о рае для туристов кажутся мне бесперспективными. Отели стоят полупустые. У нас есть гостиница Latgale с сотней номеров, которые никогда не бывают занятыми полностью, плюс Kolonna Hotel. Сейчас в городе будет возведена и олимпийская гостиница. Снесут бывший театр-студию Йорик и поставят еще одну гостиницу. Скорее всего, за счет самоуправления. По словам мэра, возможно, новый отель будет отдан частному оператору.

- Уже известно, кто будет строить и содержать?

-- Пока нет. Предстоят конкурсы, закупки...

- У вас даже есть городская газета, называемая туристической, поскольку относится к муниципальному агентству Kultūras un tūrisma centrs...

- С этим изданием все совсем плохо. Практически на каждой полосе снимок мэра. Нетрудно догадаться, для каких целей такая газета издается.

Печально, что в год на издание уходит почти 140 000 евро -- это обосновывается нуждами туризма. Разве не забавно - газета ведь распространяется в Резекне, то есть выходит, что дума содействует потоку туристов из Северного микрорайона города в Южный? Тогда уж распространяйте газету в Лудзе, Балви, Риге. Кстати, мы озвучили это предложение, но реакции не последовало. Самореклама за деньги населения. Вообще Резекненская дума тратит огромные суммы на якобы информирование общества -- на эти цели уходят тысячи евро. И текут данные потоки в направлении сговорчивых изданий. В то же время некоторым средствам массовой информации, даже не получающим ни цента, трудно получить невинный комментарий со стороны властей.

- Возможно, подобные проекты нужны мэру, чтобы еще более приумножить свое богатство, брать откаты?

-- Мне трудно судить о предназначении. Но для того, чтобы понять, кто и где зарабатывает, достаточно открыть домашнюю страничку Бюро по надзору за закупками и проследить, какая фирма выиграла в том или ином конкурсе. В откаты я не верю, ведь можно заработать официально. Главное -чтобы не затрагивались интересы города. Если что-то пойдет не так – у нас есть специальные службы. Они знают, что делать.

-- Ходят слухи, что Барташевич возит деньги в Ригу, Единству, поэтому и держится на своем посту так долго.

- Я такой информацией не располагаю. Кто они такие - это Единство? Данная партия состоит из таких же людей. Кому он возит деньги? Не так все просто... У Единства своих забот хватает, в этой партии разные личности. Я сомневаюсь, что кто-то что-то куда-то возит.

- Расскажите, как Барташевич натравил полицию на вас, как на политического оппонента.

- Не совсем на меня. Скорее, он пытался меня подергать. Дело было после выхода предвыборной газеты Alternative, где говорилось о том, что партия Согласие обещала сделать для Резекне, но не сделала. Барташевич написал в полицию, что мы его очернили. Смешно. Расследование тянулось год. Меня бесчисленное количество раз вызывали в полицию на основании того, что мое фото стояло на первой полосе этого издания. У меня нет информации о том, на какой стадии данное дело находится сегодня.

Так же регулярно мэр расправляется с вашей коллегой -- главным редактором Резекненских Вестей Марой Низинской. Ему не нравится, что она пишет о местной думе. Деятельность Барташевича направлена на то, чтобы потрепать нервы неугодным массмедиа и политическим оппонентам. Скорее всего, это такой ход -- пока судятся, запугать, чтобы газеты оставили его в покое.

- Rēzeknes satiksme поднимает цены на автобусные билеты...

- Мы, оппозиция, запросили выдать документы по аудиту данной фирмы. Нам заявили, что доступ к этой информации имеет особый и высокий статус секретности. Дескать, записывайтесь на прием к специалисту, и тогда вам эти документы покажут. Смешно. В чем проблема? Надо отлавливать какого-то специалиста, который будет ссылаться на то, что он занят.

Мы подали запрос на два аудита. Дума ответила только по одному, игнорирует наше заявление. Сейчас мы связались с Министерством по охране окружающей среды и региональному развитию, чтобы его представители разъяснили думе, что так поступать нельзя.

Разве это нормально, что Барташевич засекречивает документы, и я, депутат, могу ознакомиться с ними лишь в присутствии специалиста? Как я могу углубиться в них, особенно если это целый пакет бумаг? Я не экономический эксперт. Поэтому, чтобы разобраться, мне необходимо тщательно штудировать обязывающие правила, законы, инструкции и т. п. как минимум в течение недели. Требуется время, а не 20 минут, когда тебе что-то покажут на расстоянии и снова спрячут в сейф. Очевидно, думе есть что скрывать... Такой вывод напрашивается, когда наблюдаешь за тем, как все засекречивается.

Что именно скрывают? Думаю, различные статьи расходов, которые не желают обнародовать. Поймите, оборот Rēzeknes satiksme близится к миллиону. Сомнительный опрос свидетельствует, что услугами общественного транспорта пользуются только 26% горожан, и на это мы тратим более полумиллиона евро в виде дотации из городского бюджета. В чем логика? При этом найти работу могут всего 30% горожан, а безопасно себя чувствуют в Резекне лишь 46%.

Это ведь катастрофа, если большинство боится жить в городе. Численность населения в Резекне сокращается, люди уезжают в Англию. Уровень безработицы не падает. В городе негде работать. Нет проектов думского уровня, нацеленных на создание рабочих мест. Сейчас предприятия хотят прийти в готовые помещения -- такова тенденция в Европе, в той же Германии. Поэтому необходимо создавать индустриальные парки, где предприниматели смогли бы дешево арендовать помещения. И это нормально, когда от себя фирма предоставляет, скажем, 200 рабочих мест. Увы, резекненским властям это не надо. Хотя эти рабочие платили бы в бюджет самоуправления подоходный налог.

- Но в интервью центральной прессе Барташевич утверждает, что он остановил отъезд людей из города!

- Специальность инженера, которую он в свое время освоил, подразумевает умение считать. В отчете за 2013 год мы видим, что город покинули 600 человек, а умерших на 200 больше, чем родившихся. И если Барташевич говорит, что остановил отъезд, он либо намеренно врет, либо не разбирается в цифрах. Вот если бы в графе уехавших было по нулям, мог бы собой гордиться. Уровень безработицы в Резекне составляет 15%. Как же людям не уезжать?

В действительности, за прошлый год мы потеряли более 1 000 человек. В 2014-м в Резекне проживало менее 30 000 человек. А в 1991 году население составляло около 46 000 жителей. Вскоре эта цифра опустится до 27 000. Официально. Но реальные цифры еще страшнее -- на самомо деле в Резекне проживают примерно 17-19 тысяч. В одном из интервью мэр рассказывает о водоснабжении и упоминает, что количество клиентов сократилось. Поэтому, дескать, упал объем производства. А в другом интервью уже говорит, что отток людей приостановлен. Никакой логики.

- Что думаете о Латгальском посольстве Gors? Не принесет ли оно городу одни лишь убытки? Мероприятия порой такие низкопробные... Я была на кинофестивале. Жалкое зрелище с опустившимися российскими актерами навеселе, которые поют под фонограмму... И среди них крутится Барташевич со своей Латгальской королевой Ольгой. Даже забавно.

-- Фестиваль короткометражных фильмов в таком формате, как он проходит у нас, считаю разбазариванием денег. Есть же фестивали документального кино, социальные картины, фильмы, затрагивающие тему экологии и др. Но мы же в Резекне такие могущественные, что охватываем весь спектр! Наверно, в Берлине, Ницце живут глупцы, а в Каннах вообще ничего не соображают. Зато мы тут лучше всех понимаем, что важнее. Однако кинофестиваль, безусловно, нужен. Только требуется серьезный подход, а не так, что в Резекне приезжают несколько артистов и исполняют никому неизвестные песни. Возможно, было бы уместно провести открытые лекции и встречи с выдающимися представителями киноиндустрии. Нынче расходы только на организацию Open pleace составляют 32 000 евро (без НДС), идет процедура закупки. Но для приглашения звезд, скорее всего, потребуются дополнительные средства.

- Если годовой баланс посольства Gors составляет минус 700 000 евро, то напрашивается вывод, что предприятие оказалось нежизнеспособным или кто-то не умеет вести хозяйство...

- Это дотация из местного бюджета. Но она идет все-таки не только на мероприятия. Из этих денег покрывается содержание городского оркестра и прочих коллективов. Возможно, хозяйственные расходы превышают запланированные, поскольку имеются сомнения по поводу строительства, соответствия техническому проекту. Все это сейчас проверяет Министерство экономики. Предположительно, назревают неприятности с фасадными окнами посольства Gors. Похоже, установлены непроектные решения. Пока это неофициальная информация. Однако если она подтвердится и окажется, что сооружение не соответствует плану, то за этот проект нам могут не вернуть до миллиона евро. В Резекне возникли серьезные проблемы по этому вопросу. То же самое произошло с творческим центрома Zeimuļs (Карандаш). Там министерство не возместило 1 300 000 евро, поскольку были допущены нарушения при строительстве. Судебные тяжбы с автором проекта Расой Калниней ведутся до сих пор. Многие ли резекненцы посетили Gors хоть раз? Ну, треть! 700 000 делим на количество жителей и видим, в какую сумму это обошлось горожанам. Это проблема не менеджмента Gors. Я лично знаком с руководителем посольства Дианой Зирниней, она человек на своем месте. Без нее судьба посольства была бы еще печальнее.

Несомненно, Gors нужен Резекне. Но если мы хотим, чтобы к нам кто-то приезжал, надо предлагать не только программу культурных мероприятий, но также нечто больше. И вот с этим у нас проблемы.

- Что с дворниками? Сообщалось ведь, что их всех в Резекне уволили. Сказать, что город ухоженный, может только слепой.

- Уволили и практически всех приняли обратно. Но некоторых все-таки не взяли. Может быть, потому, что они успели высказаться по поводу происходящего?

Вообще-то в Резекне и Муниципальную полицию ликвидировали из-за одного сотрудника -- только потому, что он был неугоден властям. Да и Дом культуры реорганизован (ликвидирован), возможно, по той причине, что не удалось снять с работы конкретного человека, чей сын состоит в неправильной партии. А еще говорят, что сотрудники думских и муниципальных учреждений подписали бумаги о том, что не будут ничего рассказывать журналистам без специального на то разрешения. Я этих документов не видел, но такой вывод можно сделать, наблюдая за поведением думских работников.

Представляете, какая у нас демократическая и открытая атмосфера! Подобные документы являются противозаконными, но те, кто их подписал, правил не нарушают, ибо они просто опасаются быть выставленными за дверь. Люди же не виноваты, что в городе нет работы. Куда им идти, если их уволят?

Приходится жить в постоянном стрессе. Таков нынче контроль в Резекне.

- В деле об убийстве бизнесмена Луцатниекса некрасиво всплыл конфликт между Барташевичем и Удаловым, а также между женой мэра и убитым. Как вы считаете, Барташевич сводит счеты?

- В этом деле я на стороне Андриса Луцатниекса, с которым был знаком лично. Он помогал всем, как только мог. Спонсировал спортивные мероприятия. Семья была за ним, как за каменной стеной. Хотя сегодня многие, кто при деньгах, не считают нужным кому-то помогать. Только свой карман набивают. Луцатниекс делился своей прибылью.

Я считаю, ситуация вокруг его смерти шокирующая. Любое дело должно пройти три инстанции -- полицию, прокуратуру и суд. Сейчас дело об убийстве Луцаниекса находится в суде. Но случается, что на одной из стадий процесс разваливается. У Удалова серьезные адвокаты. Посмотрим, что скажет суд, ведь только судьи вправе признать или опровергнуть виновность конкретного лица. Ставить в этом деле точку рановато. Уверен, мы о нем еще услышим.

2015-03-24 05:36:15