Решение Европейского суда по правам человека должно умерить рвение полиции в преследовании свободы слова в Латвии. Кто заплатит за непрофессионализм и вседозволенность конкретных должностных лиц? KOMPROMAT.LV публикует имена, должности и декларированные доходы тех, кто персонально ответственен за покушение на независимость прессы и свободу слова.
В мае 2010 года сотрудники Экономической полиции ворвались в квартиру журналиста программы государственного телевидения De facto Илзы Наглы и устроили обыск с изъятием компьютера и носителей информации. Репрессивные действия были проведены в рамках уголовного дела в отношении Нео - исследователя лаборатории искусственного разума Института математики и информатики Илмарса Пойканса, который проник в базу данных СГД и представил на суд общественности - через программу De facto - шокирующие данные о размерах зарплат и доплат чиновникам.
Жесткий «наезд» Экономической полиции Илзе Нагла восприняла, как покушение на свободу слова и попытку подорвать репутацию журналиста в глазах «источника информации». Бюро внутренней безопасности Госполиции проверила жалобу на действия сотрудников полиции во время задержания Нео, а также обыска у журналистки и констатировала: никаких нарушений допущено не было. Суд жалобу журналистки также отклонил: обыск проводился с санкции следственного судьи Центрального района Риги Риналдса Силакалнса.
И вот создан прецедент. Европейский суд по правам человека осудил действия латвийских правоохранительных органов, напомнив нашему государству, что обыски или другие силовые действия в отношении журналистов нарушают 10–ю статью Европейской конвенции о правах и основных свободах человека (свобода слова). Это признание de jure - авторитетной судебной инстанцией Европы - антиобщественной практики латвийских правоохранительных органов.
Обыск на рабочем месте или в доме журналиста, изъятие устройств для хранения информации ставит под вопрос как независимость прессы, так и свободы слова в целом. По мнению Европейского суда, в Латвии произошло необоснованное ущемление этих свобод.
10–я статья Европейской конвенции о правах и основных свободах человека гарантирует каждому право свободно выражать свое мнение. «Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого–либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ», - говорится в упомянутой статье Европейской конвенции.
«После того, как на сторону Илзы Наглы встал Европейский суд по правам человека, руководство государственной полиции начнет внимательней взвешивать возможные последствия санкционирования процессуальных мероприятий в рамках следственных процессов в отношении журналистов», - заявила глава департамента общественных отношений Госполиции Латвии Синтия Вирсе.
Сама же Илзе Нагла отмечает, что латвийские должностные лица так и не нашли в действиях полицейских никаких нарушений. В итоге все мы, налогоплательщики, должны будем выплатить журналистке компенсацию в размере 20 000 евро.
А непосредственно виновны в этом:
начальник Управления полиции по борьбе с экономическими преступлениями (Ekonomiskās noziedzības apkarošanas pārvaldes, ENAP) Гатис Гудерманис ( Gatis Gudermanis ) - осуществлял общее руководство криминальным процессом против Илзы Наглы. Зарплата в МВД за прошлый год: 12 874 лата, не учитывая прочих доходов, а также долей коммерческого капитала.
Сотрудники ENAP, которые непосредственно проводили обыск и изъятия:
Александр Буко ( Aleksandrs Buko ) . Зарплата в МВД за прошлый год: 9908.57 латов.
Александр Бербис ( Aleksandrs Bebris ). Зарплата в МВД за прошлый год: 7474.54 латов.
Дзинтарс Викшерс ( Dzintars Vikšers ). Зарплата в МВД за прошлый год: 7386.64 латов.
Обыск Илзы Наглы проходил в экстренном порядке - его разрешила надзирающий прокурор специализированной прокуратуры по расследованию финансовых и экономических преступлений (Finanšu un ekonomisko noziegumu izmeklēšanas prokuratūras ) Илона Минаева ( Ilona Minajeva ) . Зарплата за прошлый год: 18264.29 латов.
Риналдс Силакалнс ( Rinalds Silakalns ), судья суда Центрального района Риги выписал ордер на обыск и изъятие носителей информации пост-фактум. Зарплата за прошлый год: 16 340 латов.
Сандра Мелиня ( Sandra Meliņa ), на тот момент и. о. председателя суда Центрального района Риги в рассмотрение жалобы на действия Силакалнса указала на отсутствие нарушений. Зарплата за прошлый год: 19 809 латов.
Вилнис Улмис ( Vilnis Ulmis ), старший прокурор прокуратуры по финансовой и экономической преступности (тоже не нашел в действиях коллег нарушений). Зарплата за прошлый год: 19 461 латов.
Кристапс Калниньш ( Kristaps Kalniņš ), начальник Бюро внутренней безопасности Госполиции не нашел нарушений в действиях полицейских. Зарплата за прошлый год: 10 676 латов.
Все указанные лица занимают указанные должности в настоящее время.
Комментарий государственной полиции:
"Комментировать действия и любое гипотетически возможное наказание (взыскание, предупреждение, понижение в должности, штраф, увольнение) в отношении работников прокуратуры и суда я не правомочна. Никто из работников МВД не понесет материальной ответственности за то, что госпожа Нагла получит 20 тыс. евро: должностные лица в Латвии за свои ошибки не несут такой ответственности. Решение о выплате средств журналистке принимает правительство", - заявила KOMPROMAT.LV председатель полиции Синтия Вирсе.
PS
Похоже, репутация Латвии в отношении демократических ценностей заметно ухудшилась. До сих пор остаются нераскрытыми преступления в отношении журналистов. Не найден убийца даугавпилсского издателя и журналиста Григория Немцова. Остаются на свободе исполнители и заказчики варварского нападения на журналиста Леонида Якобсона.