Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Абонент недоступен

Изабелла Мейтленд, Tatler

  

(picture 1)
Леонид Рожецкин с женой Наташей Беловой. Фото из газеты Daily Mail (www.dailymail.co.uk).

(picture 2)
Олигарх Леонид Рожецкин исчез внезапно и навсегда, оставив пятна крови и неподеленное наследство. Фото www.kommersant.ru.

Леонид Рожецкин устраивал на Кап-Ферра знаменитый Бал цветов, но его собственный путь не был усыпан розами. Брызги крови на вилле в Юрмале и война за наследство — вот все, что осталось от миллиардера-бонвивана.

Среди гостей Бала цветов на вилле баронессы Эфрусси де Ротшильд (Béatrice Ephrussi de Rothschild) пробежал слушок: хозяин вечера, обаятельный и хлебосольный Леонид Рожецкин, эффектно возникает в финале, в костюме Мистера Икс. Но августовским вечером 2007 года Мистер Икс не появился вовсе, оставив в полном недоумении всю блистательную компанию. Кто-то обронил фразу: «У Лени плохое настроение». Даже это звучало тревожно: бонвивана Рожецкина почти никогда не видели в печали.

Леонид был одним из самых заметных российских бизнесменов начала нулевых. Офисы в Женеве, Москве, Лондоне и Нью-Йорке, дома в лос-анджелесском Бель-Эйр, Москве и на Пхукете. Рожецкин купил участок земли по соседству с Эльфрусси, на Кап-Ферра и соединил в огромные апартаменты несколько квартир общей стоимостью пятнадцать миллионов долларов в нью-йоркской башне Карнеги-Холл. Еще у него был достойный особняк в Юрмале. Именно там, в марте 2008 года, его последний раз видели живым.

Сына Максимилиана и его маму, бывшую модель Наталью Белову, он поселил в Великобритании, в квартире за три миллиона фунтов в лондонском районе Мейфейр. Леонид хотел, чтобы его наследник проходил суровую школу жизни именно там.

В Лондоне у Рожецкина был свой бизнес. Вместе с Дерком Сауэром (в России голландскому магнату тогда принадлежал издательский дом Independent Media) он основал бесплатную городскую газету City Am. С Сауэром Леонид познакомился, когда тот запускал Moscow Times. City Am, пятнадцать процентов которой держал Леонид, набирала силу. Ежедневно печатали больше ста тысяч тиража.

16 марта 2008 года американскому партнеру Леонида позвонил из Юрмалы дворецкий Рожецкина с обескураживающей вестью. «Леонид пропал. Его «порше» - тоже. Сообщили в полицию. Слуга спрашивал, что ему делать, - рассказывает британский банкир, друг Рожецкина, пожелавший назвать просто Чарли. - Мы подумали, что Леонида похитили».

Чарли обратился в GPW — компанию, специализирующуюся на корпаративных расследованиях. В Ригу выехала команда детективов. Очень скоро стало понятно: вряд ли это похищение, скорее убийство. Чарли позвонил своему другу из Америки, Бобу Армао, бывшему дипломату, мастеру улаживать сложные ситуации.

Армао тоже прилетел в столицу Латвии. «Леонид был гражданином США, американским госслужащим: после окончания Гарвардской школы права он работал в судебной системе», - объясняет Армао. Рожецкины переехали в Нью-Йорк из Ленинграда в 1980 с тогдашней новой волной еврейской эмиграции, когда Леониду было четырнадцать. Он учился в двух университетах Лиги плюща, получил грант в Колумбийском университете, а затем поступил в Гарвард. Его приняли на работу в White & Case, одну из самых престижных юридических компаний.

В 1992 году Рожецкин вернулся в Москву. Его не мучала ностальгия, нет. Правовед знал, какие здесь открываются возможности. Его адвокатские заработки казались смехотворными по сравнению с журавлем в небе: в России шла приватизация. Рожецкин стал консультантом правительства России по ваучерной приватизации: а наконсультировали тогда — не кот наплакал. В 1995 году бизнесмен с партнерами учредил инвестиционный банк «Ренессанс Капитал».

«Леонид был очень веселый. Вездесущий! Каждый год он ездил в Канны, и мы отлично проводили время», - вспоминают его русские друзья, еще оставшиеся в живых. Чарли добавляет: «Леонид арендовал шикарный дом неподалеку от Канн и собирал там толпы гостей». Море шампанского, горы лобстеров и икры. «Он был так любезен, так щедр! Публика подобралась абсолютно интернациональная — то и дело переходили с одного языка на другой».

В 1998 году Рожецкин создал собственную венчурную компанию LV Finance, которая с аппетитом отъедала от многих пирогов в России, хороших и разных. Был он и зампредом правления «Норильского никеля» и даже занимался кинопроизводством: незадого до смерти вместе с Эриком Эйснером, сыном Майкла Эйснера, главы компании Disney, продюсировал фильм «Гамлет 2» со Стивом Кутаном.

Переполошило всех не только само исчезновение Рожецкина. Дворецкий рассказал Армао, что хозяин приехал в Юрмалу почти в час ночи с двумя симпатичными мальчиками. Для большниства партнеров Рожецкина такой поворот стал неожиданностью: о его гомосексуальности знали только его самые близкие друзья. Бизнесмен всегда окружал себя красивыми и сексапильными девушками.

Расставаясь с очередной подружкой, Рожецкин отправлял утешительный приз — бриллиантовый браслет Cartier. Мальчков по вызову полиция вскоре нашла, но к исчезновению Рожецкина они отношения не имели: слуга подтвердил, что в половине третьего ночи Леонид отправил их домой на такси. После их отъезда в доме еще долго зажигался и гас свет.

За диваном в библиотеке полицейские обнаружили лужу крови. «Чья бы это ни была кровь, этот человек вряд ли выжил», - уверен Армао. Брызги крови были еще и перед дверью в кабинет. «Это наводит на мысль, что Леонид стоял у двери и кто-то выстрелил ему в голову. Из мелкокалиберного оружия, с близкого расстояния. На полу мы обнаружили не только кровь, но и частицы ткани мозга».

Инфракрасное сканирование выявило следы крови и на лестнице, ведущей к выходу, и на пути в гараж. Дворецкий заявил, что видел, как в семь тридцать утра в день исчезновения Рожецкина его Cayenne выехал из ворот. Через два дня в нескольких километрах от дома нашли автомобиль и перепачканную кровью одежду Рожецкина. «Думаю, никто точно не знает, за что убили Леонида, - сказал Дерк Сауэр. - Тело бесследно исчезло: значит, работали профессионалы». Армао добавляет: «Полиция считает, что тело либо закопали в лесу, либо погрузили в ванну с кислотой».

Перед отъездом из Риги Армао осмотрел содержимое сейфа Рожецкина. «Там не оказалось ничего, кроме деловых бумаг. Очень печально, что он умер таким молодым. Ему было ради чего жить. Сын. Все деньги мира».

Из всех скандальных историй, связанных с бизнесом Рожецкина, самую большую получила сделка с долей «Мегафона». В 2003-м Рожецкин продал структурам «Альфа-Групп» Михаила Фридмана 25 процентов акций оператора, принадлежавших LV France, за триста миллионов долларов.

Сделку опротестовала компания IPOC. Ее представители заявили, что Рожецкин еще раньше продал им опцион на акции за сорок миллионов долларов. Спор был урегулирован после того, как Арбитражный суд в Цюрихе установил, что бенефициаром IPOC был тогдашний министр связи РФ Леонид Рейман, который как госчиновник не имел права участвовать в капитале подобной компании. Рейман всегда отрицал, что имеет отношения к IPOC, и все же ему пришлось уйти в отставку.

Некоторые хорошо информированные люди осторожно предполагают, что Рожецкин мог быть подставным лицом Реймана при покупке компанией IPOC акций «Мегафона», но нарушил договоренности, когда «Альфа» предложила намного больше. «Продажа акций «Альфе» - чисто корыстный шаг», - говорит один из инсайдеров.

Дерк Сауэр рассказывал, что Рожецкин «явно вступил в какую-то сделку с министром и не выполнил свою часть договоренностей. Но дело вроде бы разрешилось перед самой смертью Леонида. Незадолго до исчезновения мы отдыхали в Тайланде. Он казался счастливым, все пробемы были вроде позади». Ни Реймана, ни «Альфа-Групп» в причастности к исчезновению Леонида Рожецина не подозревают.

Ночная история стала лишь первой главой страшной и запутанной интриги. На сцену вышли два новых героя. Делами Рожецкина занимался Джон Макбрайер, молодой американский юрист, живущий в Женеве. Сын видного американского политика-республиканца был поверенным в делах Рожецкина и управлял его имуществом. После исчезновения Леонида резко накалились отношения между Макбрайером и бывшим бизнес-партнером Рожецкина Андреем Калинко. Макбрайер был в том числе и распорядителем собственности Рожецкина, а зничит, имел полномочия осуществлять надзор за деятельностью доверительных управляющих. Что совершенно не устраивало Калинко как человека, который претендовал на свою часть колоссальной суммы и собственности, оставшихся после Рожецкина.

Состояние пропавшего без вести бизнесмена оценивается примерно в миллиард долларов. Выгодоприобретателей четверо: его мать, его тетя Паша и двое детей — сын Рожецкина Макс и Филип Джордж, четырехлетний сын Калинко и его подруги Анны Ступак. Хотя львиная доля наследства причитается Максу, порция Филипа Джорджа составляет около 30 миллионов долларов. Сумма не большая, но, как говорил Воланд, при скромной жизни хватит. В своем официальном заявлении Калинко утверждал, что Макбрайер не давал ему получить даже самую общую информацию, хотя Калинко был для Рожецкина больше чем бизнес-партнером. «Много лет Андрей и Леонид были самыми близкими друзьями, - говорит Анна Ступак. - Леонид никому на свете так не доверял, как Андрею».

Значительная часть активов Рожецкина, включая личный самолет Challenger, землю на Кап-Ферра стоимостью пятнадцать миллионов евро и даже автомобиль «Мерседес» -- оформлена на имя Калинко. Андрей, как и Леонид, имел право подписи по банковскому счету в Цюрихе на десять миллионов евро. Возможно, это было сделано потому, что Рожецкин был гражданином США и, следовательно, на все его активы, в какой бы стране мира они ни находились, распространялось налоговое законодательство США. Калинко же - житель Латвии, гражданин ЕС, где налогообложение куда более либеральное.

Спустя два месяца чета Калинко решила взять быка за рога. Они встретились в Цюрихе с Макбрайером, и здесь их ждало неприятное открытие: оказывается, большую часть денег со счетов Рожецкина и Калинко он уже вывел, а счета закрыл. Остался лишь один миллион евро. Макбрайер спокойно объяснил Калинко, что деньги ему на самом деле никогда и не принадлежали - это были счета компании. «Как только Леонид исчез, - говорит Андрей, -- Джон Макбрайер учредил в надежном месте несколько новых компаний и перевел средства на их счета».

На следующий день Андрей Калинко и Анна Ступак приехали в офис Макбрайера в Женеве, и выглядело все «как в кино про Бонда». Их встретили охранники. Макбрайер вошел в комнату лишь после того, как гостей просканировали металлодетекторами. Он объяснил, что Макс и Филип Джордж не вступят во владение своими капиталами, пока им не исполнится тридцать или тридцать пять лет. Что до этого времени мальчикам и их семьям обеспечена финансовая поддержка и по достижении восемнадцати и двадцати одного года им будут переводить по пятьдесят тысяч долларов в месяц. И еще Макбрайер уговорил Калинко отказаться от земли на Кап-Ферра. «Мы боялись потерять все. После связаться с Джоном нам больше не удалось». Не удалось им и получить ни цента из обещанных серебряных гор.

Тем временем Макбрайер, по словам пилота частного самолета Рожецкина, летал по всему свету. Макса так и не отдали в школу Garden House и вместе с мамой держали в Лондоне под охраной. Из своего Мейфэйра им пришлось переехать в квартиру поскромнее. В конце концов Калинко обратился к Джемнеону Файерстоуну, опытному юристу, много лет проработавшему в Москве. Неизвестно какими методами, но в июне 2009 года Файерстоун смог договориться с Макбрайером – тот добровольно сложил с себя полномочия.

Новым попечителем стал российский юрист, живущий в Женеве. Калинко и Файерстоун рассчитывали, что теперь-то жизнь точно наладится. И зря. «Нам пообещали выплачивать пятьдесят тысяч долларов в месяц, но мы не получили и половины», -- возмущается Анна Ступак.

Подруга Рожецкина Наталья с сыном Леонида Максом вернулись в московскую квартиру Рожецкина. Они живут на подачки от доверительных управляющих. В интервью «Татлеру» Наталья отказала.

Файерстоун, однако, уверен, что дело удастся довести до конца. Он рассчитывает на поддержку налоговых органов США, если создание трастового фонда Андрея Калинко было лишь уловкой ради ухода от налогов в США, то с такой же точки зрения можно рассматривать и все фонды Рожецкина. Начни налоговая служба США расследование, все активы Рожецкина могут быть заморожены.

В его делах до сих пор царит хаос. Апартаменты в Карнеги-холле пустуют, земля на Кап-Ферра не продана. Газета City АМ наращивает тиражи, в 2010-м она впервые вышла в плюс, но Сауэр утверждает, что проводить какие-либо операции с акциями Рожецкина сейчас очень сложно: «Как и многие из холдингов Леонида, они в подвешенном состоянии. Мой адвокат говорит, что их новые юристы в полном замешательстве». Ситуация осложняется и тем, что тело Рожецкина не найдено, а значит, официально он не признан умершим.

Леонид Рожецкин мечтал отправить сына в Итон и хотел, чтобы Макс жил подальше от России. Сейчас Макс в Москве – такой поворот событий не мог присниться Рожецкину и в самом страшном сне.

Рекомендуем на данную тему:

Леонид Рожецкин – Рожица, Мальвина, Милашка?

В Лондоне исчезла жена Леонида Рожецкина

Эльвира Рожецкина: "Моего сына убили агенты Кремля"

Отпущен из под стражи единственный подозреваемый по делу Рожецкина

Леонид Рожецкин продолжает летать по Европе?

Мультимиллионер Рожецкин, новая холодная война и гейское сообщество

Нью-йоркский суд отклонил иск Леонида Рожецкина к министру Рейману

Cотрудники ФБР ищут Рожецкина в Латвии

У Рожецкина имелся незаконно полученный латвийский паспорт

В Москве и Вашингтоне волнуются: "Найдите Рожецкина!"

2011-05-21 23:06:44