Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Шведы утешили, что Латвию не бросят

Максим Свешников

  

(picture 2)
Посол Швеции Матс Стафансон. Фотография шведского посольства.

«Вы – продолжение нашего рынка, поэтому мы от вас не уйдем», - заявил посол Швеции Матс Стафансон, и сказал, что совесть шведов не мучает; а вот лат, возможно, вам не стоило делать таким твёрдым.

Шведский посол побывал в редакции газеты Latvijas Avīze и представил себя. Матс Стафансон родился в 1952 году, на дипломатической службе с 1981 года, а большую её часть провёл, как он сам выражается, «на Восточном фронте», работал в Москве, Варшаве и Белграде во время Милошевича; женат на югославской оперной певице и большой любитель серьезной музыки. Сейчас он читает в Латвии две русские газеты, деловую и либеральную, а латышский язык «понимает только, примерно о чем идет речь».

Посол первый раз побывал в Латвии в 1994 году и всем доволен: и шведского капитала в Латвии стало больше, и ему, как остальным скандинавам, больше не приходится питаться только на скандинавских АЗС «Несте» и «Статойл», видимо, не доверяя остальному общепиту. Посол, впрочем, это питание объясняет тем, что только на этих станциях были «обычные для нас, скандинавов, продукты» - хотя какие такие особые скандинавские продукты на «Несте» и «Статойл», неясно.

Матс Стафансон с удовлетворением отмечает, что в Латвии шведские банки, а это "Swedbank" и SEB, выдали более чем 50 процентов кредитов, а в Эстонии – даже все 90 процентов кредитного портфеля принадлежит шведским банкам.

Журналистов осторожно намекают, не чувствуют ли шведы своей вины, что так активно агитировали местное население брать кредиты? Нет, отвечает посол, не чувствуем, ведь это – частный бизнес, и мы к вам комиссаров с пистолетами не посылали, всё было добровольно:

«Во-первых, банки, это частные предприятия, чья задача и цель, это прибыль. Здесь было стечение многих обстоятельств, чтобы им можно было хорошо заработать. Экономика росла гигантскими темпами, и Латвия была настоящий европейский тигр. Три года, так же, как и в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, прирост ВВП Латвии измерялся двузначными цифрами. Люди зарабатывали деньги, росли цены на недвижимость, и банки видели, что здесь можно хорошо заработать. И никто силой не заставлял те кредиты брать, посылая по округе комиссаров с пистолетами. Всё произошло добровольно».

Посол говорит:

«Возможно, предыдущим правительствам Латвии следовало бы вовремя подумать, как остудить экономику. Но это уже не вина иностранных банков. Сейчас я слышал от иностранных экономистов, что это, возможно, была ошибка, что лат всё время был стабилен. Для валюты это хорошо, но, насколько хорошо для экономики, я, если честно, не знаю. Когда курс валюты эластичен, рынок автоматически его регулирует, если экономика перегревается или охлаждается. Может быть, если бы не было стабильного механизма курса лата, не дошло бы до огромных кредитов Международного валютного фонда, однако это не означает, что шведские предприниматели покинут рынок балтийских стран, который воспринимается как продолжение рынка Швеции».

Рекомендуем на данную тему:

Шведская фискальная диктатура в Латвии

Жители Латвии попросили Швецию их оккупировать

Латыши надеются, что шведы их спасут

2009-02-11 22:58:07