Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Сармите Элерте: проклятие главного редактора

Егор Рошенбург

  

(picture 2)
Сармите Элерте (51) рассказала читателям своей бывшей газеты Diena о своем разочаровании в Андрисе Шкеле...

Экс-лидер Dien'ы Сармите Элерте (51) рассказала читателям своей бывшей газеты Diena о своем разочаровании в Андрисе Шкеле и призналась, что в конце карьеры у нее из-за слишком напряженной работы начались фобии на грани мании преследования.

С тех пор, как в день рождения Пушкина 6 июня со своего поста ушла Сармите Элерте, уже много воды утекло. Конечно, правды от журналиста – о самом себе – ждать трудно. Но не от Сармите Элерте!

Тяжелые времена для газеты Diena

Хотя о многом и Сармите Элерте не говорит. Сармите Элерте в интервью газете Diena (в которой она до сих пор является и будет являться совладельцем, акционером) не говорит о главном – о контексте. И это понятно. Говорить о контексте на ее месте стал бы только сумасшедший.

Ибо. Ибо главный вопрос, связан ли уход Элерте с роковыми неудачами предприятия, которое она возглавляла. Среди возможных причин ухода могут быть резкое падение числа читателей газеты Diena и неудачность интернет-проекта, что основные, шведские, акционеры могли связать с увлечением лидера газеты политикой, вместо того, чтобы думать о читателях и о бизнесе.

Но Сармите Элерте, очевидно, иначе не могла. Ведь Сармите Элерте если и не пифия, то мессия и спаситель Латвии от олигархов. «Работа на моем посту означает, что каждый день нужно думать о государстве», - признается Элерте в интервью.

Когда именно Diena начала падать? Трудно сказать. Газета распространяется в том числе и в розницу, чьи показатели распространения (всё ли напечатанное раскупается), конечно, коммерческая тайна. Единственный доступный, публичный и адекватный показатель - подписка. А это более чем наводящие на размышления цифры.

Итак, подписка. В конце прошлого года число подписчиков газеты Diena составляло сорок тысяч человек. Через месяц это число уменьшилось почти в два раза. Новый 2008 год для Dien'ы начался крайне неудачно. Падение составило с 40 тысяч до 23,5 тысяч подписчиков. Возможно, тому причина, что в декабре прошлого года, в подписную кампанию, газета Diena перешла на маленький формат. Такие решения не принимаются без ведома главного редактора.

Если на меньший формат и нужно было переходить (дешевле производственные издержки), то кто сказал, что именно на пике подписной кампании. Читатели зачастую более чем консервативный народ, и даже соцопросы порой не могут постигуть всю степень их консервативности.

Еще три-четыре года назад было ясно, что бумажные издания будут идти на убыль, а интернет-издания расти. Однако Diena проспала и создание своего интернет-издания, которое было бы конкурентоспособно. Портал Vdiena появился только на выборы в Сейм в 2006 году. Нынешний портал Diena тоже не так уж и удобен. То есть пока что Delfi forever.

О себе и о личном

Любое интервью это ложь по определению. Кто и зачем начнет говорить неудобную правду о себе. Но и поэзия тоже несёт в себе крупицы правды:

"- С Dien'ой буду вместе, пока стоят эти розы, - Сармите указывает на многочисленные букеты цветов в своем доме в Пумпури, который построен по проекту архитектора Улдиса Пиленса на земле бывшего пионерского лагеря. Она говорит, что неожиданные чувства возникли от расставания с коллегами:

- Не думала, что мне это будет настолько эмоционально тяжело.

Зато в эти дни она снова начала принадлежать себе".

Конец цитаты. Так начинается статья-интервью в Dien'е о Сармите Элерте.

Сармите Элерте говорит об усталости: «У меня образовалась фобия к электронным письмам. Открывала их не с мыслью, что мне кто-то прислал занятное письмецо, но с опасеньями, что мне опять будут предлагать что-то решать и делать. Круг людей, в котором чувствовала себя комфортно, был чрезвычайно узок». Но и этот узкий круг друзей Элерте невольно сужала, будучи заложницей долга: «Такая наша работа – терять друзей. Если тебе для стотысячной аудитории надо оценивать кого-то, с кем у тебя личные отношения, то это очень большое испытание для отношений».

Проклятие главного редактора: по дороге разочарований

Говорит Элерте:

«Еще один минус работы редактора большой газеты, что ты устаёшь от людей. Иногда думала: а классно было бы пригласить в гости того или другого человека – но у меня просто нет сил. Эта работа тянет на одиночество, она становится единственным способом компенсации. Это создаёт многие, частенько и необоснованные ощущения, [когда кажется,] что людям определенно от меня что-то нужно. Тогда начинаю избегать их, предполагая, что не смогу им помочь. На должности редактора не принадлежишь себе».

У экс-босса Dien'ы Элерте в жизни было три разочарования, это Латвийский путь, Новое время и Андрис Шкеле.

Первая упущенная возможность, по мнению Элерте, это Латвийский путь. Вторая – Народная партия.

Элерте об Андрисе Шкеле: «Думала, что он интеллектуально и духовно сильнее. Со своим талантом менеджера и лидера он после политической карьеры мог стать блистательнейшим латвийским предпринимателем, который существенно влияет на политику – как на нее влияет, например, Бикис (Юрис Бикис, руководитель предприятия Latvijas Finieris) или руководители банков. Не понимаю. Почему он делает свой бизнес на грани нечистой политики и бизнеса? Жаль, что Шкеле выбрал такой путь. То же Калвитис, он же нормальный, путный человек, и в свое время позиционировал себя как альтернативу Шкеле – почему Калвитис стал так глух к тому, что происходит в обществе?»

Третья упущенная возможность – это партия Новое время. По мнению Элерте, их лидер – вероятно, Решпе – хватил лишку со своим мессианизмом: «Нельзя развеять тьму в комнате энергичными взмахами рук».

…Про политику. Сармите Элерте не стала отрицать, что уйдет в политику. Она ответила на этот вопрос так: «До осени не буду думать, чем займусь дальше».

И о совершенно личном

В современном, цивилизованном мире не принято матерей-одиночек называть матерями-одиночками - потому что любая семья, даже гейская семья, самоценна! - и Сармите Элерте тоже всей своей жизнью и своей личной судьбой подтвердила право каждой женщины одной воспитывать ребёнка.

Она говорит так: "Может быть, после какого-то времени у меня наступит похмелье от власти, и тогда буду командовать кошками - потому что сын не позволяет собой командовать (сын у С. Элерте тинэйджер)...Однако нет ничего красивее, чем медленные и долгие беседы с классными людьми".

Рекомендуем на данную тему:

Газету Diena покинул капитан

Neatkarīgā: Латвия погрязла в сетях Джорджа Сороса

2008-06-15 22:12:07