Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Охота за "оборотнями в мантиях"

Бизнес&Балтия

  

(picture 2)
Андрис Грутупс.

Скандал с публикацией незаконно подслушанных телефонных разговоров судей и адвокатов поднялся на высший уровень. Сейм создаст очередную специальную комиссию — на этот раз для расследования возможных противозаконных и неэтичных действий в судебной системе.

Новый отросток высшего законодательного органа страны, 16-й по счету в новейшей истории страны, образован по инициативе 34 депутатов от оппозиции. К действиям слуг народа побудила публикация расшифровок телефонных разговоров, которые, очевидно, с 1998 по 2000 год велись из адвокатского бюро Андриса Грутупса. Аутентичность опубликованных журналистом Лато Лапсой материалов официально еще не доказана, но сомнений в их подлинности практически не возникает. Бизнес&Балтия уже писала, что судебные дела, которые обсуждают герои книги "Судопроизводство как кухня. Рецепты "улаживания" адвоката Гутупса" соответствуют имевшим место в реальности.

В состав "следственной группы" войдут по 2 депутата от каждой фракции. Инициировавшие создание комиссии депутаты от оппозиционного "Нового времени" полны решимости довести дело до полного очищения судебной системы от "оборотней в мантиях". Так, депутат от "Нового времени" Линда Мурниеце выразила Бизнес&Балтии уверенность в том, что в благополучном исходе дела заинтересована не только оппозиция, но и партии правящей коалиции.

Однако Бизнес&Балтии так не показалось. Марек Сеглиньш (премьерская Народная партия) прямо заявил — еще "ни одна подобная комиссия себя не оправдала": "Я считаю, что они лишние для тех целей, ради которых создаются. Так и сейчас. Прокуратура должна разбираться с теми "фактами", которые изложены в книге. Политикам не надо мешать ей работать".

Не более оптимистичен был и Дзинтарс Расначс, представитель другой правящей партии — "ТБ"/ДННЛ: "В том, что касается судебной власти, единственное, что могут сделать парламентарии — усовершенствовать законодательство, выслушав предложения тех же судей в связи с этим скандалом. Следственная комиссия будет дублировать работу постоянной Юридической комиссии Сейма. В нее войдут, скорее всего, те же самые депутаты". И подытожил: "Не особенно целесообразно таким образом расходовать государственные средства".

Не скрывал скептицизма и председатель оппозиционной фракции "ЗаПЧЕЛ" Яков Плинер: "Государственные деньги уходят, а толку чуть или пшик".

Кстати, о деньгах. Каждому члену парламентской следственной комиссии полагается вознаграждение за участие в ее заседаниях. По 21 лату (до уплаты налогов) за каждое. По регламенту Сейма срок полномочий комиссии составляет 3 месяца, с возможностью продления хоть до следующих выборов, а заседания проходят один раз в неделю. Депутатов в нынешней комиссии будет 14. Выходит, что ее членам будет выплачено из бюджета более 4000 латов за квартал. И если прибавить к этому полагающиеся председателю и его заместителю(-лям) и секретарю доплаты, а также содержание технических работников, то выходят не такие уж маленькие деньги.

Только однажды подобная структура окончила свою работу задолго до истечения полномочий Сейма. Это была комиссия, расследовавшая причины кризиса Banka Baltija. Дата смерти прочих, общим числом 14, трагическии совпадает с последним пленарным заседанием парламента соответствующего созыва.

Результативность работы всех этих "чрезвычайных комиссий" оставляет, как говорится, желать. Это скорее подтверждает мнение скептиков, нежели оптимистов. Финансовый кризис латвийских банков в середине 90-х годов прошлого века, судьба кредита G-24 и 3 миллионов Latvenergo, приватизация Latvijas Unibanka, Latvijas Krājbanka и Latvijas kuģniecība, хитросплетения договора о создании Lattelekom с Tilts Communication и тарифы телефонного монополиста и, наконец, тот же Banka Baltija. Кто помнит, чем завершились многолетние изыскания депутатов?

Самым громким оказалось следствие, учиненное "педофильской" комиссией (октябрь 1999 — ноябрь 2002): к уголовной ответственности были привлечены несколько человек, ликвидирована преступная сеть. Но, как сказал Бизнес&Балтии Дзинтарс Расначс: "Работа комиссии не была удачной, если говорить о высших должностных лицах. В силу ряда ошибок следствие повернулось не против тех, на кого падали подозрения, а против тех, кто вел расследование".

До 8 мая 2003 года парламентские следственные комиссии не имели серьезных полномочий. У них не было права процессуально-следственных действий. Теперь к ним прикрепляется прокурор, что расширяет их возможности. Может быть, именно поэтому за всю историю VIII Сейма была создана только одна такая структура — по расследованию финансового положения лидера "Нового времени" Эйнара Репше.

Рекомендуем на данную тему:

"Грутупиадa": парламентская оппозиция создаёт специальную комиссию

Голый король

Господин адвокат, прокурора и судью вызывали?

«Убийственная» литература скосила судью

2007-09-07 09:56:07