После слива компромата на Андриса Шкеле в газете Dienas bizness продолжают выдвигаться версии, зачем Юргис Лиепниекс это сделал. Вот основные из них.
Главной сенсацией Лиепниекса стало его утверждение, что за оффшорами, двигавшими цифиризацию Латвии, стояли Андрис Шкеле и хозяин телевидения LNT Андрейс Экис. Свои утверждения, правда, Лиепниекс не подкрепил документами или какими-либо доказательствами. Однако, если кто и знает правду об афёре Kempmayer, то в числе этих причастных непременно есть Лиепниекс.
I версия
Самая распространённая и, можно сказать, ходовая версия – что многолетнее доверенное лицо Андриса Шкеле Юргис Лиепниекс сдал своего хозяина, спасая свою шкуру. Так предполагает газета Diena. В пользу этой версии говорит то, что дело по Kempmayer Media Latvia продолжает расследоваться в Генпрокуратуре и Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB). Никто не знает, в обмен на что Лиепниекс, договорившись со следователями, мог так поступить. Против этой версии говорит то, что Лиепниекс проходит по делу не как обвиняемый и даже не как подозреваемый, а как свидетель.
II версия
Газета Телеграф напечатала, что, возможно, Лиепниекс заранее сговорился со Шкеле и другими деятелями Народной партии, и что мы имеем дело с многоходовой игрой. Возможно, что Лиепниекс поднял скандал для того, чтобы отвлечь внимание общества от другого скандала. От какого?.. Этого мы пока не знаем, но скоро узнаем, убедившись, справедлива ли эта версия.
III версия
Главный редактор портала Delfi Ингус Берзиньш выдвигает свою версию – журналистскую. Он полагает, что Лиепниекс сделал ловкий пиар-ход. По главному дельфисту, будто бы для того, чтобы отвлечь внимание общества от нечестности аферы, которой после закрытия дела в прокуратуре общество неизбежно будет интересоваться, Лиепниекс сделал встречный ход. А именно, Лиепниекс выступил с посланием, что в сделке Kempmayer сомнительная сторона – это только моральная, тайность, сокрытие сделки от общества, но что с законной точки зрения всё ОК, и что хватит мол, уже спекуляций и дешёвых обвинений. Кстати говоря, Лиепниекс и сейчас уверен, что их дело по дигитализации Латвии было правое, а они проиграли только из-за того, что неуравновешенный премьер Эйнарс Репше поднял в 2003 году скандал.
Главный редактор портала Delfi Ингус Берзиньш оспаривает все три главные аргумента Лиепниекса просто потому, что Лиепниексу он не верит. Не верит, что:
а) в создаваемом Kempmayer бизнесе (т.е. в дигитализации латвийского телевидения) прибыль самого Kempmayer была бы маленькая, всего 6 % - то есть что Kempmayer, мол, была контора очень честная и порядочная, так же как и его тогдашний патрон Андрис Шкеле.
б) дигитализация телевидения, которое хотел провести Kempmayer, дело хорошее и нужное, и никто бы не смог провести дигитализацию дешевле и лучше, чем хотел сделать Kempmayer.
в) Kempmayer не хотел прибирать к рукам акции Latvijas mobilais telefons, которые по соглашению с правительством поступали в распоряжение Kempmayer в качестве доли государства в этом бизнесе.
Главный редактор портала Delfi Ингус Берзиньш заостряет внимание на таком моменте интервью Лиепниекса, как денежная сторона вопроса сегодня. «Переговоры между Генпрокуратурой, с одной стороны, и Андрисом Шкеле и главой телевидения LNT Андрейсом Экисом, с другой стороны, – в настоящий момент ведутся, – объяснял в интервью Лиепниекс. – Шкеле и Экис выплатят ущерб, нанесённый государству, из своего собственного, личного кармана. Так что же вам нужно ещё от них?» По решению Стокгольмского арбитражного суда, Kempmayer должен выплатить латвийскому государству 10 миллионов евро.
IV версия
Возможно, компромат вброшен, чтобы заставить платить Шкеле и Экиса, которые пока уклоняются от платы 10 миллионов евро, что естественно. Если же они платят, то это будет выгодно ввязанным в процесс обвиняемым адвокату Янису Лозе и финансисту Харию Корнгорну. Прокуратура больше не сможет их преследовать, так как пропадёт основание для такового преследования, делится Diena.
V версия
Как известно, Народная партия и её премьер Айгарс Калвитис отмежевались от этой публичной разборки, устроенной Лиепниексом в СМИ. В связи с Народной партией газета Diena, в числе прочих своих версий, выдвигает и прямо противоположную версию той точке зрения, которую отстаивает Народная партия. Diena предполагает, что скандал специально руками Лиепниекса устроила Народная партия. Мол, целью партийцев было переругаться с Андрисом Шкеле и тем самым окончательно отмежеваться от бросающего на партию тень олигарха.
Цель поднятой бучи – расколоть Народную партию, развивает эту версию Neatkarīgā Rīta Avīze, и причина – внутрипартийная борьба внутри народников. Diena развивает эту версию в том ключе, что вбросом компромата дирижирует антишкелевская группировка внутри Народной партии, а именно, премьер Айгарс Калвитис, министр по делам регионального развития и самоуправлений Айгарс Штокенбергс и другие министры-народники. Цель этих людей предотвратить приход к власти в Народной партии жены Шкеле Кристианы Либане. Съезд Народной партии состоится на днях, 9 декабря.
VI версия
Среди своих версий Diena так же осторожно замечает, что скандал может быть связан с делом Айвара Лембергса в Генпрокуратуре. До конца Diena не договаривает, но, вероятно, имеет в виду версию, высказанную KOMPROMAT.LV, что скандал против Шкеле мог устроить и Айвар Лембергс, чтобы уменьшить влияние Шкеле в Латвии.
P.S.
…Общая сумма вкладываемых в бизнес Kempmayer средств должна была составить 150 миллионов латов. Платить должны были государство и рядовой зритель Латвии. Юргис Лиепниекс со своей пиарной фирмой Sofists в деле Kempmayer по дигитализации Латвии уже получил прибыль, это были 130 тысяч латов.
Diena с началом скандала откликнулась сразу и обширно, Neatkarīgā Rīta Avīze – очень скупо и сквозь зубы. Газеты Latvijas Avīze, Час и Вести Сегодня в первый день решили вообще не углубляться в скандал, дав информацию о нём инфомрацию только через двое суток. Замалчивает его пока и, что понятно, телевидение LNT, в пику чему Латвийское государственное телевидение освещает скандал подробно и с огоньком.