Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

У кого растут ноги из Балтийского канала

Latvijas Avīze (Публикуется в переводе)

  

Председатель Комиссии Сейма по национальной безопасности Индулис Эмсис публично заявил, что через Координационный совет русских организаций Латвии Россия могла перевести более 1 млн. долларов, чтобы повлиять на результаты выборов в 9-й Сейм. Он добавил, что в этом процессе также задействованы несколько масс-медий, в том числе, Первый Балтийский канал. Информацию такого рода Эмсис получил от Бюро по защите Сатверсме.

С Первым Балтийским каналом связана конкретная политическая сила – руководство недавно организованного «Центра согласия», формальным лидером которого назначен Нил Ушаков, который является корреспондентом ИТАР-ТАСС, и, что существенно, он является еще и главным редактором новостей Первого Балтийского канала.

Первый Балтийский канал (ПБК) - российский телеканал, который называют рупором Кремля, начал вещать в Латвии в начале 2003 года.

В основном они ретранслируют программы «Первого канала» России.

Юридически Первый Балтийский канал принадлежит двум жителям Латвии: 97,15 % (34 140 латов) Олегу Солодову и 2,85 % (1000 латов) Олегу Власенко, согласно базе данных Регистра предприятий. Но недоступна информация о том, каковы их взаимоотношения с российскими партнерами.

Вскоре после того, как Первый Балтийский канал начал действовать в Латвии от получил предупреждение от Национального совета по радио и телевидению (НСРТ) о несоблюдении закона о языке. А в феврале 2004 года ПБК распространил лживые сведения о том, что начиная с первого сентября во всех латвийских школах нацменьшинств, в том числе, и в тех, в которых учатся «русскоязычные граждане республики» обучение будет проходить только на латышском языке. Министерство образования и науки (МОН) выразило свое сожаление за дезинформацию.

Еще больший скандал, связанный с ПБК разгорелся в 2004 году, когда в передаче «Тайны века», в которой утверждалось, что Балтийские страны не были оккупированы. Следует отметить, что в то время Нил Ушаков уже был главным редактором новостей ПБК.

В связи с этой передачей литовская Комиссия журналистов и издателей по этике заключила, что распространена неправдивая информация. Литовцы потребовали закрыть ПБК, но зарегистрирован он оказался в Латвии.

Комиссия латвийских историков осудила эту передачу. За необъективное отражение истории НСРТ оштрафовал Первый Балтийский канал на две тысячи латов. Закрыть в Латвии не посмели.

Однобокость, тенденциозность, пропаганда официальной идеологии Кремля была и является почерком этого канала.

Первым Балтийским каналом и личностью Нила Ушакова интересуется Интернет-издание «Kompromat.Lv», которое соответствует своему названию. Теперь на Первом Балтийском канале часто видны лица деятелей «Центра согласия». Но, приближаясь к выборам, Н. Ушаков и С. Долгополов там «будут буквально жить», отмечает издание. Между прочим, издание утверждает, что начальник управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров и его партнер политтехнолог Глеб Павловский уже начали кампанию, что популяризировать, как они надеются, латвийского объединителя русских Нила Ушакова. Имеются сведения, что план объединения М. Колеров и С. Долгополов обсуждали за кулисами Европейского форума в Москве.

«Компромат» выдвинул версию о том, что накануне выборов Нил Ушаков мог бы встретиться с президентом России Владимиром Путиным – авторитетной персоной в среде русскоязычных избирателей в Латвии. Встреча скорее всего могла бы состояться в Кремле. Таким образом, русскому электорату Латвии был бы дан четкий сигнал, за какую политическую силу следует голосовать.

«Это полностью исключено!», - разговаривая о возможной встрече с Владимиром Путиным, отрицал Ушаков. «До выборов мы не будем встречаться ни с одним иностранным политическим лидером или министром».

В интервью «Телеграфу» Нил Ушаков сообщил, что «Центр согласия» не считает ЗаПЧЕЛ своими конкурентами. Имеются ли основания для такой самоуверенности у недавно учрежденного объединения?

«Наши конкуренты «Центр согласия»», - утверждает лидер ЗаПЧЕЛ Юрий Петропавловский. Логично, что «Центр согласия» и ЗаПЧЕЛ претендуют на так называемые «русскоязычные» голоса. Но, по словам Ю. Петропавловского, оба политических объединения могут рассчитывать на очень разные финансовые ресурсы, которые они смогут тратить во время предвыборной кампании.

Если будет принят запрет на политическую рекламу в СМИ за 90 дней до выборов в Сейм это очень пойдет на пользу ЗаПЧЕЛ, но будет сложнее «Центру согласия», оценивает Ю. Петропавловский. Если Сейм не примет запрет, то тогда соответствие оплаченной рекламе «Центром согласия» и ЗаПЧЕЛ будет три к одному в пользу «соглашенцев». В связи с этим существует мнение, что в «рядах Кремля» изменились политические симпатии, и поставили на новую лошадку.

В конце 2005 года Нил Ушаков, как он сам заявил, обратился в Генеральную прокуратуру с жалобой о том, что журналист Леонид Якобсон ему угрожал. За что? «Я с Якобсоном встречался два раза, чтобы вообще понять, что он от меня хочет. Якобсон просил, чтобы я каждый месяц платил ему две тысячи латов, тогда он не будет публиковать обо мне негативные материалы», - рассказывает Ушаков.

Это дело расследуют сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП).

Леонид Якобсон передаст УБОПавцам аудиозапись, в которой Нил Ушаков у него просил «за деньги публиковать ложь о его политических противников».