Депутат Сейма Селма Теодора Левренце (Selma Teodora Levrence, Progresīvie) сообщила в Instagram, что направила запрос в Министерство внутренних дел и Министерство юстиции, чтобы выразить свои опасения и потребовать разъяснений по проекту регламента ЕС о борьбе с сексуальным насилием над детьми в онлайн-пространстве, известному как «Chat Control».
Согласно проекту, все личные сообщения, электронные письма, изображения и другие файлы будут автоматически сканироваться с помощью систем искусственного интеллекта. Цель — выявление «подозрительного» контента. В случае обнаружения такого материала поставщики услуг и государственные органы будут обязаны принять меры.
На первый взгляд, цель благородна. Однако критики, включая автора обращения, указывают на ряд серьёзных проблем.
В своём обращении депутат Селма Теодора Левренце ставит перед министерствами ряд острых вопросов, требуя ясных ответов.
Соответствие Конституции и международным нормам
1) Как вы оцениваете соответствие данного регламента Конституции Латвии, Европейской конвенции о правах человека и Хартии ЕС о фундаментальных правах? Нарушает ли предложение «Chat Control» статью 96 Конституции Латвии о неприкосновенности частной жизни и переписки?
Оценка Государственной инспекции данных
2) Какую оценку дала Государственная инспекция данных по поводу соразмерности и соответствия предложения нормам защиты данных и прав человека? Какие выводы были сделаны?
Мнение Омбудсмена
3) Какую оценку дал Омбудсмен относительно соответствия предложения Конституции Латвии и международным конвенциям о правах человека? Какие выводы были сделаны?
Влияние на журналистов и конфиденциальные профессии
4) Как предложение может повлиять на работу журналистов с анонимными источниками, способность информаторов безопасно сообщать о нарушениях, а также на профессии, требующие конфиденциальности (врачи, адвокаты и др.)?
Риски для государственной безопасности
5) Были ли оценены риски для государственной безопасности в случае ослабления шифрования платформ? Учтены ли интересы частных лиц, журналистов, НПО, государственных учреждений, должностных лиц, дипломатов и критической инфраструктуры?
Киберпреступления
6) Были ли оценены риски киберпреступлений, которые могут возникнуть из-за ограничений на безопасную коммуникацию, вводимых регламентом?
Безопасность данных
7) Какими методами будет обеспечена безопасность данных, полученных системой «Chat Control», их хранение и передача между учреждениями без риска утечек?
Способности полиции
8) Была ли оценена способность полиции качественно анализировать и реагировать на сообщения, генерируемые системой «Chat Control»?
Влияние на ресурсы защиты детей
9) Как использование информации, полученной системой «Chat Control», и инициирование уголовных процессов повлияют на распределение ресурсов, предназначенных для других методов защиты прав детей?
Позиция министерств
10) Готовы ли Министерство внутренних дел и Министерство юстиции отказаться от поддержки проекта регламента в части «Chat Control» либо выступить за более строгое и соразмерное регулирование?
Обеспокоенность высказывают не только политики. Согласно документам, более 130 гражданских организаций, сотни учёных и журналистов уже выразили протест. Особые аргументы приводятся со стороны журналистского сообщества: регламент угрожает способности журналистов безопасно общаться с анонимными источниками — краеугольным камнем свободы прессы.
Также обеспокоены организации по защите прав детей. Некоторые из них, включая немецкую Der Kinderschutzbund, считают, что предложенное решение не будет эффективным и может нанести вред самим детям, нарушив их право на частную жизнь. Ошибочная классификация контента может привести к несправедливым последствиям.