Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

В ожидании русских танкеров

  

Интерес к терминалу Ventspils Nafta проявила крупная российская транспортная компания, специализирующаяся на перевозках нефти и нефтепродуктов.

С наступлением осени акционеры Ventspils Nafta вновь озаботились будущим своей собственности. Как и в прошлом году, в прессе появилась информация о переговорах по продаже нефтетерминала стратегическому инвестору, имя которого при этом тщательно скрывается. Как заявил RBC daily один из акционеров Ventspils Nafta – вентспилский предприниматель Олег Степанов – интерес к терминалу проявила крупная российская транспортная компания. Ее название г-н Степанов назвать отказался, но заметил, что Ventspils Nafta она хочет купить «как бизнес». Главными претендентами на латвийский терминал эксперты называют три компании: «Северстальтранс», «ОТЭКО» и «Первую перевозочную компанию», но ни в одной из них не признались в своем интересе к Ventspils Nafta.

Ventspils Nafta (VN) – крупнейший незамерзающий нефтяной терминал в Прибалтике, способный переработать до 12 млн т нефтепродуктов и 16 млн т сырой нефти в год. Мощности резервуарного парка VN позволяют единовременно хранить почти 1 млн т нефти, а глубина гавани – принимать суда дедвейтом в 120 тыс. т. В 2003 г. терминал перегрузил 10,7 млн т нефти и нефтепродуктов (77,5% к уровню 2002 г.). Консолидированная выручка VN по итогам прошлого года составила 105,8 млн долл. (85% к 2002 г.), а чистый убыток – 17,8 млн долл. (в 13 раз больше, чем в 2002 г.). Крупнейшими акционерами терминала (по данным Рижской фондовой биржи на 31 декабря 2003 г.) являются правительство Латвии (38,6% акций находятся в распоряжении агентства приватизации) и Latvijas Naftas Tranzīts (LNT – 48,9%).

Слухи о скорой продаже Ventspils Nafta стали появляться с завидной регулярностью после того, как в 2002 г. «Транснефть» перекрыла нефтепровод Полоцк-Вентспилс в направлении латвийского терминала. Сначала в числе претендентов назывались преимущественно российские компании – «Транснефть», «ЛУКОЙЛ», ЮКОС, «Татнефть». Однако «Транснефть» открестилась от «трубопроводного шантажа», хотя и не отказывалась поучаствовать в управлении VN, «ЛУКОЙЛ» увлекся Высоцком, а ЮКОС установил контроль над Mazheikiu Nafta (Литва). Затем в числе претендентов на «первую латвийскую невесту» стали все чаще появляться «гастролеры», залетевшие совсем издалека. Так, в декабре 2003 г. с инициативой выкупить 38,6% акций Ventspils Nafta, принадлежащих правительству Латвии, выступила американская инвестиционная компания BroadStreet Group. За госпакет нью-йоркский брокер предложил всего 35 млн лат, или 0,87 лат за акцию при биржевых торгах на уровне 1,35 лат. Конкуренцию «нерыночному» предложению американцев пыталась составить Vitol Group, предложившая тогдашнему премьеру Латвии Эйнару Репше (Einars Repše) «обсудить перспективы сотрудничества», а также два физических лица – рижские журналисты Ритум Розенбергс (Ritums Rozenbergs) и Улдис Дрейблатс (Uldis Dreiblats). В результате госпакет VN так и остался в собственности Латвии.

Между тем положение Ventspils Nafta продолжает ухудшаться (перевалка нефти и нефтепродуктов за 10 месяцев снизилась почти на 25% до 7,35 млн т), поэтому к поиску стратегического инвестора, способного обеспечить терминал нефтью и нефтепродуктами, подключились и частные собственники компании. В августе член совета директоров VN и президент LNT Владимир Соломатин заявил, что Ventspils Nafta должна продать контрольный пакет акций своего дочернего предприятия Ventspils Naftas Terminals (оператор терминала) российскому инвестору, в противном случае ей придется сократить штат сотрудников и заморозить активы. Как пояснил RBC daily г-н Соломатин, камнем преткновения в данном вопросе (помимо политического аспекта) остается нежелание инвесторов из России заплатить за терминал хорошие деньги. «Мы продаем VN как бизнес, а российские компании хотят купить ее по остаточной стоимости, фактически по цене металлолома», – заявил он RBC daily.

Другой акционер VN – вентспилский предприниматель Олег Степанов (владеет 14% акций компании Ventbunkers, которой, в свою очередь, принадлежит 50,7% LNT) – считает, что главная причина задержки с передачей терминала в руки российских собственников – позиция латвийского истеблишмента. «Есть люди из политической элиты, которые готовы вести бесконечные переговоры, чтобы ничего не решать, – заявил он RBC daily. – Сейчас есть бизнес-предложение от российской компании, с которым частные акционеры Ventspils Nafta уже согласились». По его словам, речь идет о крупной транспортной компании, занимающейся перевозками нефти и нефтепродуктов, но не связанной ни с одной нефтяной компанией. Назвать имя компании г-н Степанов отказался, но заметил, что новый претендент хочет купить терминал «как бизнес», и о сделке может быть объявлено уже весной 2005 г. после due diligance (аудита приобретаемых активов).

Основными претендентами на Ventspils Nafta эксперты рынка транспортных услуг называют всего три компании – «Северстальтранс», «Объединенную транспортно-экспедиторскую компанию» («ОТЭКО») и «Первую перевозочную компанию». Директор департамента маркетинга «ОТЭКО» Александр Резницкий отказался прокомментировать RBC daily возможность участия компании в переговорах по приобретению доли в Ventspils Nafta. Анна Вострухова, пресс-секретарь «Северстальтранса», также предпочла вчера не комментировать этот вопрос, а Ольга Тарасова, пресс-секретарь «Первой перевозочной компании» заявила RBC daily, что компания не вела никаких переговоров о покупке латвийского терминала. Между тем, по словам экспертов, именно «Северстальтранс» является главным претендентом на Ventspils Nafta, особенно после того, как вчера компанией был официально подтвержден факт покупки контрольного пакета акций компании Estonian Oil Service, являющейся оператором мазутного терминала в Маарду.

Источник: RBC daily.