Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Лерина «Семья»

Из досье

  

«Пуля» - так сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью (ONAP) прозвали Валерия Бурнова (1975 г. рожд.). В криминальных кругах его знают как Лёру.

Любимые фильмы Валерия Бурнова – «Крестный отец», «Бригада», «Бумер». В музыке - отдает предпочтение «блатняку». Что характерно: членов своей группировки называет «Семьей». Судимостей не имеет. Впрочем, богатое криминальное прошлое все же присутствует. Когда-то Лера занимался разбоями (вместе со своими подельниками похищал автомашины и ценности).

В среде латвийского криминалитета имеет устойчивую репутацию осведомителя Полиции безопасности (ПБ). Ходит даже легенда, что у Леры долгое время шофером был сотрудник ПБ. Данный слух родился не на пустом месте. Четырежды (sic!) суд оставлял лидера ОПГ на свободе, избирая ему меру пресечения – подписка о невыезде. А между тем обвиненяемые в столь тяжких преступлениях редко отделываются лишь подпиской. Судите сами, ныне Валерия Бурнова разыскивают за мошенничество, организацию контрабанды наркотиков и порезанного эстонца. А может, просто Фортуна благоволит к Лере, который ныне ведет свои дела где-то на просторах Евросоюза...

...Весной 2002 года Валерий Бурнов в рижском ночном клубе Vodoo нанес ранение бизнесмену из Эстонии. Согласно официальным данным, он ударил его ножом в живот. Спустя несколько дней после инцидента на дискотеке Леру взяли. Полицейские нагрянули в один из спортивных залов Юрмалы, где он тренировался с некоторыми членами своей «Семьи». В ходе обыска оперативниками был обнаружен нелегальный ствол. Впрочем, ответственность за пистолет взял на себя один из «лериновцев».

Расследование резни на дискотеке украсил грандиозный скандал. Присяжный адвокат Айнис Лидацис, который представлял интересы Леры, попался на взятке. Причем защитника не только поймали с поличным, но и (август 2002 года) отправили на нары. Лидацис стал первым в Латвии адвокатом, осужденным за коррупцию на реальный тюремный срок. «Сгорел» же защитник на том, что предложил прокурору 600 латов за «правильное понимание» позиции Валерия Бурнова.

Приведем отрывок из публикации в газете «ЧАС»:

«...По версии Лидациса, был у него подзащитный Бурнов Валерий, которому вменялось хулиганство и «нанесение тяжких телесных повреждений в группе». И прокурор Видземского предместья Алла Сандлере, ведущая дело Бурнова, пыталась его держать до суда за решеткой. Соответственно Лидацис, как честный адвокат, постоянно старался вытащить клиента на волю.

Борьба продолжалась с переменным успехом. Но в конце мая 2002 года Бурнов однажды вышел и слишком долго оставался на свободе. Прокурор Сандлере («симпатичная женщина», пояснил суду Лидацис) четыре раза просила его арестовать, и четыре раза суд отказывал ей в аресте «хулигана».

- 31 июля суд в очередной раз отклонил просьбу прокурора, - рассказал Лидацис. - А на следующий день после обеда мне вдруг позвонила сама Сандлере. И говорит: «Я вот тут думаю: писать протест на решение суда или нет?» Я сказал: «Не надо».

Судья прервала подсудимого и зачитала из распечатки телефонного разговора:

- «Как думаешь, писать мне протест или нет?» - «Ну не пиши!» - «Может, что-нибудь двинем?» - «Да, что-нибудь двинем». - «Зайди завтра с утра...»

- Ну вот, - продолжил Лидацис. - Я и подумал: ни один прокурор никогда просто так не пригласит адвоката своего подследственного на обсуждение вопроса, писать ему протест или нет. Я однозначно решил, что ей что-то от меня нужно. Я взял 600 латов - последнюю сумму, которую получил от подсудимого, - и пошел с утра на встречу.

Я зашел к ней в кабинет, по ее просьбе закрыл дверь. Сидим. Она мне улыбнулась и спрашивает: «Ну, что предложишь?» Я вижу: она улыбнулась, а это неспроста. Чего бы ей улыбаться, если ей не нужно что-нибудь от меня? Но я еще не был уверен полностью, что правильно ее понял. Я прошу бумажку и пишу на ней: «Договоримся?» и пишу дальше: «600».

Она спросила: «Латов или долларов?», я приписал к сумме значок «Ls». Сандлере сказала «да», я положил под уголовное дело конверт с купюрами. Она его взяла и положила в ящик стола. Мы еще немного поговорили. А потом меня задержали... Теперь-то я понимаю, что это был проверочный эксперимент. Но мне кажется, что из меня эти деньги фактически выжали. Хотя, повторяю, я виноват, что поддался...».

И еще одна цитата из той же статьи:

...Когда в качестве свидетеля была вызвана прокурор Алла Сандлере, публика убедилась, что Лидацис не солгал: она женщина действительно симпатичная.

- Дело было так, - рассказала она свою версию. - После того как суд в очередной раз отказал в аресте Валерия Бурнова, мой муж, прокурор Игорь Сандлерс, рассказал мне, что одна секретарша из окружного суда искала на меня выходы. Потому что Бурнов якобы «человек очень хороший». Мне передали, что секретарша согласна «на все, чтобы Бурнова не арестовывали».

Прокурор Сандлере тут же предположила, что речь идет о попытке дать денег. Далее логично было предположить, что к ней будут «подкатываться» через адвоката Лидациса. Поскольку, во-первых, это самый прямой путь. А во-вторых, «он уже некоторое время делал мне намеки».

- Типа: «А вы когда-нибудь в казино играли? Нет? А давайте я вас свожу». Говорил про совместный отдых и так далее. Но я думала, это шутки...

[...] будучи сознательным прокурором, известила о готовящемся правонарушении Полицию безопасности и генпрокурора Майзитиса. Полиция безопасности порекомендовала ей позвонить адвокату Лидацису лично.

- Я позвонила, мы договорились встретиться. О деньгах я не упоминала, это видно по распечатке беседы. Но на следующее утро в половине девятого Лидацис пришел, как оказалось позже, уже с конвертом. Я спросила, что он предлагает по делу. Он написал на бумажке что-то вроде «договоримся?» и «600»... Я как бы согласилась (все контролировала Полиция безопасности), и он дал мне конверт...».

Возможно, тогда и был заключен некий союз Лёры с ПБ: «крестный отец» сдал адвоката в обмен на свободу. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что чуть позднее суд отпустил Бурнова (Лера тут же направился в Англию). При этом, не приняв во внимание, что у обвиняемого к тому времени имелась подписка о невыезде. После этого странного судебного вердикта (отметим, суд четырежды отказывал в санкции на арест Бурнова!)Лёра незамедлительно отправился в ЕС. А потому на заседании Рижского окружного суда, состоявшемся 2 апреля 2004 года, по поводу выбора меры пресечения для Валерия Бурнова, скамья подсудимых была пуста. Адвокат же говорил, мол, нет оснований считать, что его клиент уклоняется от следствия: хотя бы просто потому, что не получал господин Бурнов ни одной повестки. Но доводов защитника, включая даже то обстоятельство, что у подсудимого беременная жена, суд не принял во внимание. Валерия Бурнова объявили в розыск.

Еще несколько ярких штрихов к портрету «крестного отца». З октября 2002 года. Латвийская национальная спортивная школа на рижской улице Сканстес (бывшие «Трудовые резервы»). Тренируется Лера и еще пять особо приближенных к нему членов ОПГ. Около полудня в спортшколу входит группа крепких молодых людей, вооруженных пистолетами и битами. Поднимаются на второй этаж. И начинается гангстерская сага - у обороняющихся тоже оказалось огнестрельное оружие. В результате Валерий Бурнов попал в 1-ю городскую больницу с простреленными ногами и сотрясением мозга. Еще два члена Лёриной «Семьи» получили травмы различной степени тяжести.

Вскоре полиция задерживает 28-летнего председателя правления OOO Juridiskais Centrs и одновременно начальника отдела аналитики компании Inserviss Group Максима Гаврилова и еще одного сотрудника этой лизинговой фирмы Анатолия Аникеева. По оперативным данным, Аникеев в прошлом входил в Лерину «Семью». Однако позднее между ними пробежала черная кошка. Аникеев и Бурнов стали заклятыми врагами. Оба очень не лестно отзывались друг о друге. А в криминальном мире за слова принято отвечать. По сведениям из полицейских источников, именно Аникеев зачинщик боя в спортшколе. Впрочем, в прессу была слита другая версия конфликта. Согласно этой версии, один из Лериной «Семьи» оформил якобы в лизинг Mercedes Benz 500. Выплачивать кредит он не стал, а Лера послал Inserviss Group куда подальше. После чего, как уже говорилось выше, случилась бойня в спортшколе.

Любопытно, что потерпевшего (напомним, его еще ждал суд по делу о порезанном эстонце) задержали за мошенничество с лизингом и поместили в СИЗО, где уже находились Гаврилов и Аникеев. Но вновь по странному стечению обстоятельств лидер ОПГ Валерий Бурнов вскоре оказался на свободе.

По данным полиции, на счету леровцев контрабанда и торговля наркотиками, разбои. В июле 2004 года сотрудники ONAP одного за другим задержали двух участников ОПГ. Первым повязали 24-летнего Руслана, кличка Козырь. Его взяли по подозрению в стрельбе на рижской улице Тербатас, когда при попытке ограбления пункта обмена валюты был ранен охранник. При обыске у Руслана нашли пистолет ТТ с глушителем и наркотики разных видов. Вскоре на нары отправился 30-летний Валерий, кличка Мищера.

При обыске у этого члена Лериной «Семьи» тоже было найдено приличное количество наркотиков. Полиция сообщила тогда, что, по ее сведениям, наркотики к этим двух личностям поступили из одного источника.

В последних числах октября 2004 года полиция задержала еще двух членов Лериной «Семьи» - 33-летнего Андриса и 34-летнего Оскара. Взяли с поличным: сотрудники ONAP изъяли у лихих парней более килограмма наркотических веществ, в том числе, амфетамина и экстази. Таким образом «Семья» Леры лишилась приблизительно 23 тысяч латов. Стоит также отметить, что помимо психотропных препаратов оперативники обнаружили оружие и боеприпасы.