Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Дали срок за... пиратский компьютер

Аким ВАСЮКОВ, Леонид ЯКОБСОН

  

На этой неделе стало известно о планах Госполиции по созданию Бюро по борьбе с пиратством. Планируется, что новое подразделение будет сформировано на базе Отдела по борьбе с преступлениями в интеллектуальной собственности Экономической полиции. На практике это означает усиление проверок всех фирм, активно использующих в своей работе компьютеры. Наказывать за использование нелегального софта обещают очень жестоко – вплоть до банкротства и полного закрытия провинившихся фирм...

Шестерка бойцов с пиратами

Что характерно: в создании нового подразделения активно принимает участие Латвийский комитет организации по защите авторских прав Business Software Alliance (BSA). Именно эта структура помогает «экономистам» бороться с компьютерным пиратством. Сейчас в Экономической полиции с подобными преступлениями ведут бой всего шесть человек.

По оценкам специалистов, в Латвии уровень использования пиратских программ составляет более 50 % от общего количества проинсталлированного на компьютерах софта. В итоге представители полиции и BSA решили снизить столь катастрофические показатели. На данном этапе проводится обучение специалистов-экспертов, из-за нехватки которых пробуксовывает программа по борьбе с пиратством.

Впрочем, и сейчас полиция не сидит, сложа руки – проверки проводятся с завидной регулярностью. Нарушителей не только наказывают административно, но и заводят на них уголовные дела.

Скандальные проверки

Итак, по существующему уголовному и административному кодексам полиция имеет законное право проверять предприятия на предмет нелегального программного обеспечения. Но практика показывает, что около 30% бизнесменов оказывают при подобных проверках активное сопротивление.

- Вы не имеете права копаться в делах моей частной фирмы! Сейчас приедет охрана, которая выкинет вас на улицу!

   Впрочем, до вооруженных инцидентов с охранниками дело не доходит. Просто скандалисты-начальники быстро настраивают против себя оперативников. На место прибывает полиция порядка, которая быстро ставит разбушевавшихся бизнесменов и обслуживающий персонал на место. Как правило, после такого небольшого конфликта полиция осуществляет определенные репрессии.

    Начало репрессий

    Если у оперативников возникают подозрения, что на компьютерах стоят пиратские программы, то «преступная» техника тут же изымается для проведения экспертиз. Существенный нюанс: в Латвии работают всего два государственных эксперта, которые выносят решение о легальности установленных на компьютерах программ. Поэтому проверка полутора десятков компьютеров может затянуться и на несколько месяцев.

    Если окажется, что на машинах стоял нелегальный софт на сумму 6000-7000 латов (несколько комплектов Windows, СorelDraw, Wоrd) – будет возбуждено уголовное дело. Но это еще не самое страшное. При изъятии компьютеров, деятельность проверяемой фирмы вполне может оказаться практически парализованной. Ведь работать без изъятой техники, в которой содержится вся документация практически невозможно.

    По информации полиции, нередки случаи, когда пользователи-пираты серьезно страдают. Из-за крупных убытков к тому же оставленные без важной документации, фирмы вынуждены признавать себя неплатежеспособными.

    Как ограничиться штрафом

    Впрочем, полиция считает, что подобных проблем вполне можно избежать. Просто при проверке руководителям фирм достаточно оказать оперативникам максимальное содействие. В этом случае, проверяющие по возможности стараются не мешать работе фирмы. Как правило, среди сотрудников проверяемой организации полиция задействует всего двух человек – руководителя фирмы и бухгалтера. Вместе с ними полицейский с экспертом подходят к компьютерам и фиксируют, какие программы на них установлены.

    Наименования заносятся в специальные протоколы. На каждую программу должна быть представлена лицензия, инсталляционный носитель и бумаги, свидетельствующие о легальной покупке софта (чеки, платежки и т. д.) Практика показывает: после предоставления бумаг фактически становится ясно, какие программы пиратские, а какие нет.

    По мнению полиции, в таком случае логичное поведение для руководства – полное признание вины и раскаяние. Как правило, в таких случаях полиция ограничивается составлением административного протокола. Бумаги отправляются в суд, который и принимает решение о вынесении наказания провинившийся фирме.

    В итоге, если руководство фирмы при проверках вело себя культурно и осознало свои ошибки, то, скорее всего, дело закончится штрафом – до 250 латов.

    Пиратов уже сажают

    Впрочем, на практике наказание за пиратство может быть гораздо суровее. Для справки: максимальное наказание по 149-й статье Уголовного закона – «незаконные действия с авторскими и смежными правами» предусматривает лишение свободы сроком до 5лет, или денежный штраф до 150 минимальных зарплат с конфискацией имущества.

    Кстати, в минувшем году суд Валмиерского района впервые приговорил к тюремному сроку продавца нелегального софта. Нарушение оказалось весьма стандартным: некий Александр, IT-специалист некой фирмы, продал компьютер с инсталлированными на нем пиратскими программами.

    Александра задержала полиция, было возбуждено уголовное дело. Судебный процесс закончился суровым вердиктом – 8 месяцев лишения свободы. Но в тюрьме Александр пока сидеть все-таки не будет. На первый раз суд ограничился условным сроком. Но постановил, что подсудимый обязан выплатить пострадавшим от пиратства компьютерным компаниям компенсацию в размере 1200 латов.

    Ужесточение наказаний

    Однако, в последнее время на ряду с созданием Бюро по борьбе с пиратством ведутся разговоры и о тотальном увеличении административного наказания. Увеличить нынешние денежные штрафы за использование нелегального софта планируется в 40 раз.

    По мнению специалистов, в подобном случае фактически каждая фирма, использующая пиратскую продукцию, после проверки будет вынуждена признавать себя банкротом.

    Полиция: «Ситуация налаживается»

    По мнению начальника управления Экономической полиции Эрика Заицса, в борьбе с компьютерным пиратством уже прослеживаются положительные тенденции:

    - В отличие от прошлых лет, практически, рецидивы компьютерного пиратства стали очень редки. Фирмы, попавшиеся на нелегальном софте, уже не повторяют своих ошибок. Бизнесмены наконец осознали, что репутация компании дорого стоит. В прямом и переносном смысле.

    Возмущение бизнесменов при проверках, г-н Заицс прокомментировал следующим образом: «Любое действие полиции можно в законном порядке оспорить в Генеральной прокуратуре...»

    Экономисты и «Нептица»

    В мае 2003 года Экономическая полиция Риги совместно со специалистом компании “Microsoft” Зигмаром Брантсом провела проверку в офисе фирмы “Neputns”. Выяснилоась, предприятие с авангардным названием, звучащим в переводе на русский как “Нептица”, использует для издания глянцевого журнала “Студия” нелегальное программное обеспечение -- “Adobe Photoshope”, “Quark”, “Corel”, “Symantec” и т. п. – всего на сумму в 6 тысяч латов. “Экономисты” составили протокол, фирму оштрафовали, нелегальный софт изъяли. Но про “Нептицу” не забыли – в августе того же года вновь нагрянули в издательство. И снова обнаружили все те же нелегальные программки. Часть криминального софта, заметим, работники пытались спешно уничтожить: сей факт зафиксировала беспристрастная компьютерная память.

    Подобных дел о нарушении авторских прав, как было сказано выше, через руки сотрудников Экономической полиции за год проходят десятки, а то и сотни. Но данный случай удивил бывалых оперативников.

    Наглость беспрецедентная! Во-первых, журнал “Студия” издается на деньги государственного фонда “Kultūrkapitāla fonds” (на долю фонда капают проценты с акцизного налога на сигареты). Во-вторых, исполнительный директор фирмы-нарушителя Юрис Петрашкевич – член правления Латвийского агентства по авторским правам и коммуникациям AKKA/LAA – структуры, что на законных основаниях собирает деньги с каждого квадратного метра всяких там кафеюшек и спортзалов за использование в них авторских произведений. Например, кафе площадью 50 кв. м. в Старой Риге платит за ежедневно играющее радио или включенный телевизор 132 лата в год. Такое же заведение, например, в Даугавпилсе – 117,6 лата.

    Особенно циничным выглядит тот факт, что г-н Петрашкевич – автор книги, подробно повествующей о том, как бороться с современными пиратами. Что же получается? С одной стороны, пустили козла в огород, а с другой, вопреки поговорке, впрягли в одну телегу борзого коня и трепетную лать. В одной упряжке оказались “Kultūrkapitāla fonds” и известная госорганизация, обязанная следить за соблюдением авторских прав. Как говорил Михаил Жванецкий, что охраняешь, то и имеешь...