Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Почем пилюли для народа?

Максим Рабинович

  

    В свое время Латвия занимала первое место в СССР по потреблению лекарств. Любовь к пилюлям сохранилась и до нынешних дней. Только одного корвалола, изготовленного украинской фирмой “Фармак”, у нас продается до двух миллионов упаковок в год. Но со вступлением Латвии в Европейский союз ситуация на рынке медикаментов изменится кардинально. С аптечных прилавков практически исчезнут недорогие болгарские, украинские, российские и другие, не апробированные в ЕС. Цены же на остальные - продолжат свой неукротимый рост.

    В 2002 году в нашей стране было реализовано лекарственных препаратов на сумму 98 миллионов латов, что на четырнадцать тысяч больше, чем в 2001 году. Но, к сожалению, дело не в увеличении продаж, а в росте цен. При этом, как отмечают аналитики, медикаменты в самом ближайшем будущем заметно подорожают. Стоимость фармпрепаратов возрастет, по разным оценкам, на 20-25 процентов. На это имеются две основные причины, каждая из которых неразрывно связана с выполением требований еврочиновников. Итак, первая: введение 9-процентного налога на добавочную стоимость (НДС) на все иностранные лекарственные препараты. Вторая - производители обязаны обладать европейским сертификатом качества Good Manufacturing Practice (GMP).

    Девять тяжёлых процентов

    Представители фармацевтической отрасли обращались к правительству с просьбой снизить вводимую ставку НДС хотя бы до пяти процентов, что не противоречило европейским директивам. Но инициатива бизнесменов успехом не увенчалась. Еврочиновники сказали “надо” - Латвия не только отрапортовала “есть”, но и перевыполнила план. А что государство выиграет от введения НДС? Ничего! Более того, оно, а значит все мы, в проигрыше. В частности, облагая медикаменты налогом, правительству придется найти дополнительно более одного миллиона латов на компенсируемые лекарства. Между тем, бюджет Министерства здравоохранения ежегодно подвергается усекновению. Если в этом году государство выделило 16,16 миллиона латов, то в год вступления в ЕС казну Минздрава сократят до 14,8 миллиона. Понятно, что большинства жителей этот секвестр коснется самым непосредственным образом. Так, с 1 января следующего года за домашний визит семейного врача придется платить 4 лата (сейчас - 2 лата). Бюджет компенсируемых лекарств также будет урезан.

    Прощай, корвалол?

    Согласно требованию ЕС, до конца этого года каждый латвийский производитель лекарств обязан получить сертификат качества GMP. В противном случае, местным предпринимателям придется забыть об изготовлении качественных препаратов, а потребителям -- о дешевых медикаментах.

    Сертификат GMP подразумевает довольно жесткие стандарты производства и хранения продукции. Необходимо доказать, что препараты не смешиваются ни на конвейере, ни через вентиляцию или кондиционеры. Вся документация должна идти на английском языке, что также влечет дополнительные расходы. Только на перестройку одного участка фабрики “Олайнфарм” (ради соответствия двух-трех препаратов сертификату GMP) было затрачено около 150 тысяч латов. Однако еще далеко не все отечественные предприятия нашли необходимые средства, а это значит, что многие местные дешевые препараты могут исчезнуть уже в самое ближайшее время с аптечных прилавков, уступив место дорогим западноевропейским аналогам. Простой пример: вместо анальгина за 20 сантимов придется раскошелиться, к примеру, на солпадеин за 1,20 лата.

    Предрешила европейская директива и судьбу иностранной лекарственной продукции, не имеющей сертификата GMP. А его, кстати, нет больше чем у половины препаратов из стран Восточной Европы. То есть из аптек исчезнут доступные российские, белорусские и болгарские медикаменты. А значит - прощайте копеечные сердечные капли, изготовленные на украинской фабрике “Фармак”!

    “Цены будут расти”

    Беседа с генеральным директором Государственного агенства медикаментов Янисом ОЗОЛИНЬШЕМ.

    - Кто сегодня делает погоду на рынке медикаментов в нашей стране?

    - На сегодняшний день более 94% лекарств завозится в Латвию из других стран. Лидирует по объему ввезенной продукции Германия, за ней следуют Швейцария, Великобритания, Франция и Польша. Хотя следует признать, что подобное деление - всего лишь условность: большие концерны могут производить свои препараты в одной стране, хранить их в другой, а продавать в третьей.

    - Каковы доли России, Украины и Болгари в нынешнем объеме импортных лекарств?

    - На сегодняшний день Россия поставляет 123 наименования из 4597 лекарственных препаратов, зарегистрированных в Государственном агентстве медикоментов. Но это не значит, что все они уйдут из нашей страны навсегда. Если они через год-два получат сертификат GMP, то однозначно смогут вернуться на латвийский рынок. Украинские производители не исключение. Им тоже придется получить сертификат GMP. Из Украины мы получаем 84 наименования лекарств, а из Болгарии, которая, похоже, останется за бортом ЕС, - 78.

    - Как будет контролироваться качество импортируемой продукции?

    - Каждое импортируемое не из ЕС лекарство даже при наличии GMP должно будет пройти у нас лабораторный контроль. Безусловно, это вызовет увеличение расходов у импортеров, а соответственно приведет к росту цены на препарат. Не пострадают только производители из стран, которые имеют соответствующее соглашение с Евросоюзом. Таковое имеется у Швейцарии, Австралии, Японии. Странно, что у ЕС до сих пор нет подобного соглашения с США.

    - Не пострадает ли местный производитель от внедрения GMP?

    - К примеру, фармацевтическая фирма “Гриндекс”, на долю которой приходится 1/3 всех производимых в Латвии лекарств, уже получила сертификат GMP. Хуже дело обстоит с “Олайнфармом”. Цены на его продукцию, скорее всего, возрастут. Но это не будет так, что сегодня лекарство стоит один лат, а завтра - два лата. Предприятие получило долгосрочные инвестиции. Цены будут рости постепенно, а не скачками.

    - Из зарегистрированных в Латвии лекарственных препаратов 31 процент составляют безрецептурные. Требует ли ЕС расширения этого списка?

    - В странах Евросоюза число лекарств, выдаваемых только по рецепту, варьируется от 9 до 30 процентов. Так что особого увеличения ждать не приходтися. Но, на мой взгляд, список лекарств, которые выдаются только по назначению врача, следовало бы все же расширить.

    - У вас имеются данные о случаях отравления лекарствами, которые были приобретены без рецепта?

    - Нет. Но то, что люди хотят заниматься самолечением - факт.

    - Разве это плохо? Ведь поход к врачу многим просто не по карману...

    - Думаю, что плохо. Вы можете потратить вместо лата - двадцать сантимов, но при этом не получить никакого эффекта.

    - Вы еврооптимист? - Я бы так однозначно не сказал. Надеюсь, что позитивного от вступления в ЕС для нашей страны все же будет больше, чем негативного.

    К сведению

    Удивительно, но факт: наши аптекари ввиду грядущих перемен на фармацевтическом рынке вовсе не паникуют, но сохраняют умеренный оптимизм. По их мнению, подорожание лекарств на продажах особо не отразится. Вот типичный комментарий. “Перед Новым годом люди закупят лекарства, те закончатся, и они снова придут в аптеки. Сначала покупать будут неохотно, но потом привыкнут”, - сказала продавец-фармацевт Дора Суконникова.