Юрист Марис Грудулис, ставший известным восемь лет назад как автор скандальных поправок mutatis mutandis, с начала марта работает внештатным советником премьера Мариса Кучинскиса (СЗК) по вопросам сотрудничества политических партий.
Как сообщает программа De facto (LTV), благоприятные для отмывателей денег предложения оппозиция Сейма в то время связывала с интересами Айварса Лембергса, однако Союз зеленых и крестьян (СЗК) отрицал эти упреки. Сейчас Грудулиса, который является также присяжным адвокатом, арбитражным судьей и почетным консулом Монако, на работу в бюро премьера порекомендовал руководитель парламентской фракции СЗК Аугустс Бригманис.
Не слишком часто использующийся и в среде юристов латинский термин mutatis mutandis стал широко известен в Латвии восемь лет назад. Депутат фракции СЗК 9-го Сейма Вилнис Эдвинс Бресис включил его в одно из своих предложений перед принятием в окончательном чтении Закона о предотвращении легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма. И вопреки решению ответственной комиссии, большинство в 9-м Сейме поддержали это и другие предложения Бресиса.
И хотя латинская фраза тогда позабавила всех, последствия поправок могли быть довольно серьезными. Они бы существенно ограничили возможности правоохранительных органов бороться с отмыванием денег. Предложенная редакция закона сузила бы понимание того, какие средства считать преступно нажитыми, и того, какие действия считаются легализацией и, следовательно, наказываются. Однако после протестов правоохранительных органов президент Латвии Валдис Затлерс вернул закон на повторное рассмотрение, и Сейм сделал его неблагоприятным для отмывателей денег.
Вскоре стало известно, что настоящим автором вызвавших острую реакцию предложений не был депутат Бресис. Их подготовил консультант фракции СЗК, юрист Марис Грудулис, который и сейчас не стыдится этой работы. «Видите ли, в свое время пресса сильно преувеличивала по поводу этого мероприятия. В действительности все эти поправки были юридически очень точные и правильные», — сказал Грудулис и подчеркнул, что связывать предложения с интересами Айварса Лембергса не было никакой причины.
Неудачный опыт 9-го Сейма с mutatis mutandis следовало бы хорошо помнить и Марису Кучинскису. В то время он руководил фракцией Народной партии, которая вместе с СЗК, «Центром согласия» и «ЛПП/ЛП» проголосовали за предложения Бресис-Грундулиса в законе об отмывании денег. Потом Кучинскис рассказывал журналистам, что виной было недостаточное углубление, и обещал, что во время пересмотра закона фракция поддержит мнение прокуратуры.
Теперь Кучинскис как премьер регулярно подчеркивает то, насколько важно вступление Латвии в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Среди домашних заданий, которые необходимо выполнить, чтобы достичь этого, — улучшение банковского надзора и способность устранить риски, которые связаны с легализацией преступно нажитых средств в латвийской банковской системе. Это не помешало премьеру назначить присяжного адвоката Грудулиса своим внештатным советником по вопросам сотрудничества политических партий.
«У меня нет времени сглаживать какие-либо разногласия между СЗК, Зеленой партией, «Для Вентспилса и Лиепаи», поэтому это фактически его задание. Хотя должен признаться, что таких разногласий и потребности пока не возникало», — описывает обязанности своего советника Кучинскис и отмечает, что они больше касаются сотрудничества партий внутри СЗК.
Грудулис когда-то уже был внештатным советником: по указанию фракции СЗК его в свою команду приняа поначалу безпартийная министр по электронным делам Ина Гуделе. Затем Грудулис некоторое время был консультантом фракции СЗК. «Есть межпартийный опыт, так как я долгое время наблюдал и участвовал в процессах, происходящих в Сейме. Также я знаком со многими людьми из других коалиционных партий и оппозиционных партий», — объясняет выбор в свою пользу юрист.
Семь лет назад Грудулис по списку СЗК без успехов участвовал в выборах в Европарламент. В следующий раз СМИ упомянули его летом 2011 года. В то время, когда министром сообщения впервые стал представитель СЗК Улдис Аугулис, Грудулис был привлечен как юридический консультант национальной авиакомпании airBaltic. Сам он этот факт не комментирует: «Видите ли, есть одна вещь, которую я никогда не буду делать. Я никогда не буду комментировать отношения с клиентами. И в отличие, может быть, от других бюро, мы в нашем бюро никогда не будем ни подтверждать, ни опровергать, что какой-то человек является нашим клиентом».
Риск конфликта интересов советник премьера отрицает, а на вопрос, есть ли среди его клиентов госкомпании, отвечает после долгих раздумий: «Если есть какие-то, может, незаконченные дела из предыдущих лет, тогда да, а на данный момент — нет».
Грудулис не отрицает, что у него дружественные отношения со многими людьми в политическом руководстве Министерства сообщения. Например, руководитель бюро министра Артурс Нейманис является однокурсником Грудулиса. Его декларация должностного лица свидетельствует, что в прошлом году Грудулис ему вернул долг в десять тысяч евро. Сейчас советником министра сообщения является и однокурсник Грудулиса Артис Стуцка. Оба друга недавно сотрудничали и в профессиональном плане. Несколько лет назад они в административном суде представляли мэра Вентспилса Айварса Лембергса, который тогда обжаловал распоряжение бывшего министра по делам муниципалитетов Эдмундса Спруджса об отстранении Лембергса от должности.
Теперь Грудулис дважды в неделю ходит в Кабинет министров, чтобы участвовать в собраниях бюро премьера. Не все его коллеги понимают, чем именно он занимается, так как во время собраний он почти не говорит и больше слушает. У премьера нет подозрений насчет действий своего внештатного советника.
«Если я почувствую, что это каким-то образом может навредить и помешать тому, что я делаю, или бросить тень, то, поверьте, я расстанусь», — обещает Кучинскис и добавляет, что пока таких причин не было.
Кучинскис признается, что Грудулиса в советники выбирал не сам — это идея Бригманиса. Он, в свою очередь, это не отрицает и утверждает, что хороших юристов в команде не бывает много, а название должности Грудулиса так важно. «Меня больше интересует то, чтобы этот человек с багажом юридических знаний был в команде Кучинскиса», — говорит руководитель фракции СЗК.
То, что имя Грудулиса у части общественности сразу вызывает ассоциации с фразой mutatis mutandis, и с каким контекстом это происходит, Бригманиса не смущает: «А разве это плохая фраза? Это юридический термин. (…) Эти контексты и исторические нюансы можно много где встретить».
Прошлой осенью Грудулис стал почетным консулом Монако в Латвии, и он не считает, что эти обязанности слишком затруднят выполнение его повседневных дел.