Покончила с собой Патриция Коротеева (47) - фигурантка одного из самых громких криминальных дел 90-х.
Прощание с экс-вице-президентом TESS Petroleum состоялось 22 декабря в Большом зале Рижского крематория.
"В голове не укладывается, и сердце не принимает...", - пишут друзья Патриции в социальной сети Facebook.
"Патик была сильной и слабой, она была другой, совсем другой, она была вне этого мира и продержалась в нём, сколько могла, на сколько хватило сил! Любите её - такую чудную ! Держитесь!", - говорится в одном из комментариев к фотографии Патриции.
...Её называли "свадебным генералом" нефтяной контрабанды. Верховный суд приговорил её к одному году лишения свободы...
Фабула этого, безусловно, громкого дела такова. Рустем Кадыров - родной брат мужа Патриции Коротеевой - начал заниматься контрабандой нефти в 1991 году, когда вместе с гражданином Швеции Магнусом Виландером открыл в Стокгольме фирму TESS AB. Затем Кадыров зарегистрировал в Риге ее дочернюю фирму - TESS Petroleum. О том, что через TESS Petroleum проходит огромное количество контрабандной нефти, сотрудники латвийской полиции узнали летом 1994 года, когда проводили обыск на квартире главы одной из крупнейших преступных группировок Ивана Х.
Вкратце о схеме. Рустем Кадыров открыл несколько фиктивных коммерческих структур в Калининграде. Одна из них заключала договор о покупке нефти, и в адрес калининградской фирмы с российского нефтеперерабатывающего завода выходил эшелон.
Как сообщала российская газета "КоммерсантЪ" , за многими российскими НПЗ, начиная с Кстово (Нижегородская область) и кончая Когалымом, был закреплен человек из кадыровской группы. Поскольку речь шла о сделке между двумя российскими фирмами, расчет шел в рублях и по местной цене. Кроме того, не надо было быть спецэкспортером (тогда еще существовал этот институт), чтобы реализовывать нефть. Но по дороге в Литве внезапно происходила переадресовка в адрес какой-либо латвийской фирмы (в том числе и TESS Petroleum), и состав с топливом уходил в Вентспилский или Рижский порт. Там нефтепродукты сливались в танкеры и продавались на Запад по мировой цене.
Большинство сделок Кадыровым оплачивались через эстонские банки, а также филиал российского центробанка в Эстонии, обслуживающий нужды российской армии. Естественно, никаких таможенных пошлин при этом не платилось.
Латвийская прокуратура обратилась к шведским властям с просьбой задержать Рустема Кадырова, и в июле 1994 года он был задержан в городе Хелсингборге.
Из тюрьмы Кадыров написал письмо общественности, которое сначала попало к начальнику 6-го отдела ГУОП МВД Сергею Черненко, а затем в СМИ. Кадыров в нем объявил себя "жертвой КГБ" и фирмы Lat-West-East (в ее руководство входит несколько бывших сотрудников КГБ; в 1995 году президент фирмы Сергей Генералов был взорван в лифте своего дома). Задержанный также утверждал, что контрабандой на самом деле занимаются спецслужбы. В январе 1995 года верховный суд Швеции принял решение передать Кадырова латвийским правоохранительным органам, и 4 марта его доставили в Ригу.
В тоже время была арестована Патриция Коротеева, вдова родного брата Рустема Кадырова (Дмитрий погиб в автокатастрофе при загадочных обстоятельствах) - являлась исполнительным директором TESS Petroleum и владела 3% TESS AB. Латвийское Бюро по борьбе с организованной преступностью доставило её из Литвы. В тюрьме она провела два месяца.
Сотрудники Нижегородского УВД также возбудили уголовное дело и арестовали отца Рустема Кадырова Родамира. При обыске у него был обнаружен поддельный паспорт с печатью постоянного жителя Латвии.
И ещё один нюанс из 90-х. Из тюрьмы Рустема Кадырова выпускали на выходные! Когда это неожиданно стало известно общественности, своих постов лишились начальник тюрьмы «Браса» и его заместитель, а руководитель Департамента мест лишения свободы в отставку ушел добровольно.