15 марта 1994, более двадцати лет назад, в Риге случилось первое в Латвии заказное убийство банкира. Это резонансное преступление не раскрыто до сих пор.
Президент Латвийского банка реконструкции и развития Валдемар Селга был смертельно ранен двумя выстрелами в спину в тот момент, когда без охраны возвращался из банка домой.
Полиция рассматривала несколько версий этого убийства.
Неоднозначная репутация Валдемара Селги заставляла искать причины преступления в разных областях криминальной жизни Латвии.
По одной из версий, банкира могли расстрелять из-за сомнительной сделки: Валдемар Селга выдал гарантию на сумму в 4,5 млрд. долларов некой финской фирме для закупки ею в России 33 кг осмия-187.
Как писало издание КоммерсантЪ-Daily, финские компаньоны заподозрили двух руководителей латвийского банка в мошенничестве и обратились в Интерпол.
Но и без этого эпизода в бизнес-деятельности Валдемара Селги было достаточно сомнительных операций. Например, то, что в 1992 году кондитерская фабрика «Узвара» перечислила на счет одной из коммерческих структур, которую возглавлял Валдемар Селга, 51 млн. рублей на поставку фабрике сахарного песка. Однако фабрика песка не получила, из-за чего понесла солидные убытки и оказалась на грани банкротства.
Валдемара Селгу связывали с лидерами чеченского преступного сообщества. В середине 80-х он был осужден на 4 года за подделку документов и мошенничество при обмене квартир. Но отсидев полсрока, вышел из Валмиерской тюрьмы условно-досрочно. После чего началась его головокружительная бизнес-карьера. Валдемар Селга был президентом Коммерческого банка реконструкции и развития, владельцем телеканала NTV-5, учредителем известной фирмы «Консум» и еще двух десятков фирм.
Что характерно, незадолго до смерти Валдемар Селга жаловался основателю церкви «Новое поколение» Алексею Ледяеву на своего бывшего работника, который сбежал с большой суммой денег. Далее приводим свидетельство пастора:
- Я вспоминаю Валдемара Селгу. Был такой предприниматель, богатейший человек в Латвии, который был владельцем Банка реконструкции и восстановления народного хозяйства. У него был шикарный офис в центре города.
Но потом для него наступили жуткие времена, когда его прессовали и преследовали. Он оказался в больнице.
И одна из наших сестер посетила его там, рассказала о «Новом поколении». И он однажды пришел в «Новое поколение», когда мы собирались еще на ДСРе.
Это был очень элегантный, импозантный мужчина очень приятной внешности.
Мы с ним поговорили, даже подружились.
Согласитесь, иногда мы чувствуем себя пигмеями перед такими влиятельными, богатыми, авторитетными людьми.
Мы можем ошибаться в оценке, считая деньги богача, смотря на то, во сколько этажей его дом, считая масштабы его влияния…
300 мерседесов – это была одна партия машин, которые он гнал из Германии в Чечню. Вы можете себе представить, сколько он зарабатывал?! Там были немереные деньги. У него было столько денег, что это было трудно представить.
А в то время наша церковь переживала жутчайшее время. Мы собирались тогда в ДСРе. Это были времена, когда правительство там менялось. И в ДСРе один хозяин ушел, второй хозяин пришел.
И мы где-то три или четыре месяца не платили аренду. С одной стороны, это было хорошо, что с нас за аренду помещения плату не брали. А плохо было то, что накапливался наш долг.
И потом нам заявили: «Ребята, вам нужно заплатить за аренду помещения 41 тысячу латов. Причем, если вы за неделю сумму не внесете, мы вас просто выгоним из ДСРа».
И когда пришла эта бумага, что мы за две недели…
А экономическое положение в те годы, в начале 90-х, было очень нестабильное… Курс лата лихорадило, работы у людей не было, возможностей не было. Я вспоминаю, какое это было тяжелое время!
И мы объявили пост и просили: «Бог, выручи нас!»
Ну где 41 тысячу латов мы тогда могли взять?!
Даже сейчас 41 тысячу собрать за две недели – это тоже большие деньги. Но в то время это была вообще для нас астрономическая сумма.
Я вспоминаю: мы зарядили пост, мы плакали и перед Богом просили: «Бог! помоги нам…»
И надо же так случиться, что именно в это время, когда была острейшая нужда в церкви, Валдемар Селга посетил наш дом.
Я знал, что у него есть деньги. Я знал, что у меня денег нет. {…}
И вот когда мы по крупицам собирали деньги, чтобы отдать долг, – по 10 латов, по 20 латов, мы пожертвовали свою машину, люди продавали свои музыкальные инструменты, кто-то дачу продавал – это был экстремальный сбор.
И вот в это время Сам Господь Бог этого богатого человека направил в наш дом.
Он был со своей супругой. Мы обедали.
Я знал, что я должен попросить у него помощи.
Мне всегда очень тяжело просить. У меня или какой-то комплекс, или это гордость, но у таких людей мне трудно просить. Хотя я знаю, что я не прошу для себя. Я не прошу: «Дай мне деньги, чтобы я купил холодильник или куда-то съездил на курорт…» {…}
А гость наш без умолку рассказывал какую-то ерунду.
О том, что он боится Жириновского, что когда я буду во Франции, то к пиву не надо заказывать рыбу, потому что «эти красномордые немцы…» Какую-то чушь нес и нес.
Он рассказывал, какие в моде запонки в этом сезоне, какая пряжка на ремне…
Вы знаете, для меня, у которого был один ремень на все штаны и не было никаких запонок к моим трем рубашкам, эти тонкости были совсем не нужными.
Но я с умным видом слушал.
И он показывал: «Вот такая пряжка модная. Если закрытая, это модная, если открытая…»
Я думал: «Сейчас начнет носки, трусы показывать, какие модные…»
Знаете, слава человеческая…
{…}
Я набрался духа, и когда он рассказал о том, что модно и стильно, я выбрал момент, отозвал его в сторонку и говорю: «Валдемар, у нас сейчас такая серьезная ситуация…» и рассказал о том, что у нас в церкви происходит. Я был в роли Давида, который просил помочь.
Я говорил: «Нас выгоняют из ДСРа. Нам за две недели нужно собрать 41 тысячу латов. Вы не могли бы нам помочь?»
Он ответил: «У меня нет денег».
Я подумал: «Если уж у него денег нет, то у кого они тогда есть?»
Оказывается, мы иллюзиями питаемся. Оказывается, у тех, у кого больше всего денег, у них их нет. А у кого нет денег, у того они есть.
Я говорю: «Ну ладно, если нет…»
Он пояснил: «Знаешь, меня недавно мой коллега-партнер кинул… Месяц назад мой сотрудник, с которым мы пять-семь лет в одном офисе работали… Было время, когда он у меня занимал деньги, я ему давал и наоборот. Вдруг он забегает и говорит: «Слушай, надо пять миллионов на две недели, я тебе отдам…» У меня в сейфе как раз налом пять миллионов. Я открыл свой сейф, выгреб все и сказал: «Только смотри, на две недели…» Я пять миллионов ему дал…»
Понимаете, на всякую ерунду, на всякие сомнительные акции у людей есть деньги. А когда речь заходит о программах Царства Божьего, сам дьявол удерживает людей.
И он говорит: «Я ему дал. И вот прошел месяц, он с моими деньгами и со всей своей семьей уехал из страны…»
И тут в одно мгновение у него в глазах появились черти, и он говорит: «Я его из-под земли достану! Мне нужны не деньги, теперь мне нужен он!»
Я пытался ему объяснить, что нельзя платить злом за зло, но там это уже никто не слышал.
Закончился разговор тем, что «Извини, старина, у всех проблемы…» Я ему даже сочувствовать начал: «Да, мне бы твои проблемы… Мне всего лишь 41 тысяча нужна, а тебе пять миллионов…»
Мы расстались. На сердце у меня было как-то неприятно. Думал: «Ну, я бы на его месте, конечно, где-то провернулся…»
И главное, я не просил у него 41 тысячу, я просил: «Ну сколько можно… Хоть пятерочку, десяточку, хоть сколько…»
Прошел день, второй. На третий день открываю газету, и на первой странице читаю: «Крупнейший предприниматель Валдемар Селга был расстрелян возле собственного подъезда…»
И снимок крупняком: лежит Валдемар Селга возле собственного «Вольво» последнего выпуска, возле собственного подъезда…
Я читал… Знаете, такая скорбь навалилась, такие сложные ощущения были…
Я не верю в случайности. Я знаю, что даже самому последнему окаянному грешнику Бог дает шанс искупить свою грязную совесть, грязную репутацию.
Конец цитаты. Полностью с проповедью Алексея Ледяева можно ознакомиться на сайте «Нового поколения»: www.ng.lv.
Для справки. Следующий всплеск ЧП с банковскими работниками произошел в ходе краха Banka Baltija в 1998 году: пропала Валентина Голушко, бывший директор Banka Baltija, исчезла Марина Подлевских, возглавлявшая отдел кредитного надзора банка. 30 апреля 2000 года в Юрмале был застрелен бывший президент банка Olimpija Лев Кремер.