В Санкт-Петербурге идет судебный процесс над Владимиром Красавчиковым (Красавчиком), сумевшим наладить поставки кокаина из Эквадора в Россию. В наркотрафике принимали участие члены латвийской организованной преступности Денис Трофимов и Игорь Тутак.
На протяжении нескольких лет наркотики завозились в Россию на трансатлантических сухогрузах с партиями бананов. Организатором преступной группировки являлся гражданин России Владимир Красавчиков. В свое время он работал проводником на международных поездах и первую судимость получил за незаконные валютные операции. Выйдя на свободу, уехал в Эквадор. Там получил свой второй срок — за контрабанду кокаина. Освободившись, Красавчиков наладил отношения с местной наркомафией, взявшись за поставки кокаина в Европу.
Если в том же Эквадоре килограмм кокаина стоит $2 тыс., то в России, куда он ежегодно поставляется в размере от 3 до 5 тонн, его цена составляет €50-60 тыс. за тот же килограмм. При этом в чистом виде этот наркотик никто не продает. Его содержание в граммовой дозе составляет в лучшем случае 15%. Остальное — лактоза, сахароза или обезболивающие лекарства.
В 2008 году стало известно, что Красавчиков лично повезет партию кокаина в Мадрид. Российские спецслужбы сообщили об этом испанским коллегам. Россиянина задержали, но перед этим он успел подменить кокаин на сахар. Задержанного пришлось отпустить. После этого банда Красавчикова стала намного активнее поставлять кокаин в Россию.
Если в 2007 году на Балтийской таможне, куда из Эквадора приходили трансатлантические суда с бананами, случаи выявления так называемого бесхозного кокаина были не столь часты, то уже через год ситуация изменилась.
В связи с этим в 2008 году была создана спецгруппа. Отправной точкой в расследовании стали четыре уголовных дела, в рамках которых в Санкт-Петербурге на судах было изъято более 40 кг кокаина. Правда, хозяев товара установить тогда так и не удалось. Проанализировав материалы этих дел, следователи пришли к выводу, что в них много общего. Все зелье прибывало в Санкт-Петербург или Новороссийск с бананами из Гуякиля. Тайники были оборудованы в одних и тех же местах в служебных помещениях или трюмах, брикеты с кокаином были упакованы аналогичным способом. При этом места закладок помечались смайликами. Как потом установили оперативники, отправители фотографировали этот знак и по электронной почте отправляли его получателю, чтобы тот быстро мог найти тайник.
Телефоны предполагаемых наркодельцов поставили на прослушку. В Гуякиль несколько раз выезжали сотрудники ФСБ, которые организовали взаимодействие с местными правоохранительными органами. В итоге удалось установить не только личности преступников, но и выявить схемы поставок в Россию кокаина и их финансирования. Как оказалось, проблем с отправкой наркотиков практически не было - их проносили на судно чуть ли не в открытую. Самым сложным считалось вынести брикеты с кокаином с корабля в России. Этим занимались так называемые съемщики. За вынос каждого килограмма кокаина они получали от $5 тыс. до $10 тыс. Этих людей нанимали из числа сотрудников портовых служб, имевших беспрепятственный доступ в режимную зону.
Конечно, истинные заработки наркодельцов были не столь фантастические. Так, у поставщиков кокаина возникают немалые накладные расходы для оплаты услуг помощников, переездов, аренды домов, подкупа нужных людей. А после кокаин проходит через руки целой череды крупных, средних и мелких оптовиков.
Наркодельцы, как правило, оплачивали кокаин через компании денежных переводов, такие как Western Union. Для этого наркодельцы использовали чужие паспорта, а разовый перевод обычно не превышал $400. Чаще всего это были документы родственников, друзей и знакомых или вообще случайных людей, например таксистов.
При такой схеме для ликвидации группировки одного знания, кто есть кто, было недостаточно, поскольку большая часть собранных улик были косвенными. И оперативники решили провести операцию по контролируемой поставке кокаина, попытавшись отследить, как он пройдет через руки большинства партнеров Красавчикова.
Для этого они изготовили муляжи кокаиновых брикетов, внутрь которых были вмонтированы электронные устройства наподобие жучков, которые позволяли на расстоянии нескольких километров следить за их передвижениями. Сыщики рассчитывали при удобном случае подменить ими посланный из Гуаякиля кокаин и проследить его путь уже в Петербурге до заказчика.
Такой шанс представился спецслужбам в 2010 году, когда они смогли узнать, что Красавчиков отправил в Петербург кораблем «Питери Клауд» очередную партию в 20 кг кокаина. На этот раз причем груз не был спрятан в порту, как обычно, а отправлен с одним из членов экипажа — 46-летним стюардом Андреем Шиндером.
К приходу «Питери Клауд» в Петербург из Москвы прибыла специальная опергруппа, но в последний момент им пришлось срочно менять планы.
Как брали латвийских наркодеятелей
За сутки до прибытия корабля сыщики получили информацию, что товар будет передаваться не обычным способом, а с помощью доставщиков — специальных людей, профессионально занимающихся доставкой опасных нелегальных грузов.
Выяснилось, что Шиндер должен сбросить в Финском заливе кокаин, упакованный в непромокаемые мешки со светящимися фонариками-маячками, с помощью GPS-навигатора установить точные координаты места сброса и передать их доставщикам. Те же должны с берега по льду и воде дойти до нужного места и забрать груз, доставить в Петербург и передать курьеру покупателя. С подобными методами оперативники столкнулись впервые.
Сыщикам пришлось в авральном порядке менять планы. Им удалось договориться с пограничными и морскими властями, которые выделили специальный буксир. С его борта оперативники в открытом море высадились на палубу «Питери Клауд» и по согласованию с капитаном пришли с обыском в каюту Шиндера. Кокаин оказался спрятан прямо в ней за декоративной панелью, после чего стюард согласился помочь сыщикам.
В итоге подготовленные муляжи были сброшены в указанном наркодельцами районе, после чего участникам операции осталось лишь следить за передвижениями «товара» на экранах мониторов. Но вскоре выяснилось, что события развивались драматически не только сыщиков.
Доставщиками оказались граждане Латвии Денис Трофимов и Игорь Тутак. В Петербург они прибыли в полной экипировке, на оснащенном всем необходимым джипе Land Rover Defender с вместительным прицепом, в котором привезли альпинистское, полярное и прочее спецснаряжение и снегоход.
Уже потом выяснилось, что, когда латыши отправились с берега за товаром на середину Финского залива, у них сломался снегоход, и операция снова оказалась под угрозой. Но они не отступили и отправились в поход пешком. В течение десяти часов оперативники издали наблюдали, как доставщики самоотверженно пробивались к цели, а потом обратно — по льдине по пояс в снегу и по ледовой каше в воде. При этом сами сыщики, занявшие позиции вокруг места операции, все это время прятались также в сугробах, опасаясь, что у доставщиков, учитывая уровень их подготовки и экипировки, могли быть тепловизоры и приборы ночного видения.
Вернувшись на берег, Трофимов и Тутак отправились на джипе в условленное место в Петербурге, передали товар и лишь после позволили себе отдохнуть. Отъехав на соседнюю улицу, они прямо в машине отрубились, проспав несколько часов.
Чуть позже оперативники начали аресты, было проведено почти полтора десятка обысков. Первым сыщики взяли 31-летнего Артема Новаковского, который приезжал забирать товар у доставщиков. В его квартире и были найдены брикеты со спецаппаратурой, а также еще 9 кг уже настоящего кокаина из прошлых поставок. По данным сыщиков, его квартира служила партнерам Красовского своеобразной перевалочной базой для наркотиков.
Примечательно, что для Новаковского, как оказалось, участие в наркобизнесе было своего рода хобби. Его отец — успешный бизнесмен, и в деньгах молодой человек явно не нуждался. По всей видимости, наркобизнесом мажор занимался ради романтики. Помимо прочего у него дома нашли четыре ствола, в том числе пистолет-пулемет «Скорпион». Также был изъят автомобиль Мерседес G 500 со специальным тайником.
Почти одновременно были задержаны граждане Латвии -доставщики, которые уже вернулись на свою временную базу — недостроенный коттедж под Петербургом, где их поселили заказчики операции. Жили они там по-спартански: без отопления, в спальниках, посреди баулов с амуницией.
Красавчика поймали голландцы
Владимир Красавчиков был задержан в Нидерландах. В 2012 году полицейские проводили облаву в доме, где собирались торговцы кокаином. Там оказался и некий мужчина с паспортом гражданина Болгарии. После проверки его отпечатков пальцев выяснилось, что это Владимир Красавчиков.
Процедура экстрадиции сильно затянулась: арестованный нанял сильную команду адвокатов, которая использовала все возможности обжалования решений суда. Лишь в ноябре 2013-го решение о выдаче подозреваемого утвердил Верховный суд Нидерландов. 11 января 2014 года россиянина наконец доставили на родину. Всех остальных членов банды к тому времени успели осудить.
Трофимова и Тутака приговорили к восьми годам и шести месяцам заключения.