В нескольких громких судебных процессах зафиксирована длительная болезнь обвиняемых, что давало повод для подозрений в попытке затянуть дело, однако теперь есть основания говорить о том, что такой практикой занимаются сами судьи.
В частности, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (Korupcijas novēršanas un apkarošanas birojs, KNAB) подозревает в мошенничестве и подделке документов судью Юрмальского суда Татьяну Бормане. За возможное требование необоснованного больничного листа Бормане сурово наказана в самом начале следствия, она отстранена от обязанностей судьи на неопределенное время.
В интервью программе Nekā personīga (TV3) судья отрицала свою вину в произошедшем.
Для кандидата в депутаты Сейма от Союза зеленых и крестьян (Zaļo un zemnieku savienībai, ZZS) кардиолога Ингуны Рожкалне-Жубуре в ночь выборов радость по поводу успехов своей партии была омрачена событиями предыдущих дней. KNAB за два до выборов увез кардиолога на глазах ее пациентов в следственный изолятор. Еще через день пресса сообщила о задержанной KNAB в связи с возможной выпиской фальшивых больничных листов группе врачей. Рожкалне-Жубуре была единственным врачом, имя которого было названо. В Сейм врач не попала, но партия не спешит немедленно вычеркивать ее из своих рядов.
Аугустс Бригманис, председатель ZZS: «Человек активно участвовал в кампании и активно выступал с установками, идеями, излагал точки зрения на конгрессе ZZS, так что, в определенной степени стала сюрпризом та информация, которая появилась о ней».
Место практики врача Ингуны Рожкалне-Жубуре в Юрмале, в санатории «Белоруссия». В кабинете, откуда на прошлой неделе сотрудники KNAB увели кардиолога, до сих пор находится предвыборный плакат с тогда еще улыбавшимся кандидатом на выборах от ZZS. Она в начатом KNAB уголовном следствии усматривает политический подтекст.
Врач говорит, что ей ничего неизвестно
Ингуна Рожкалне-Жубуре, кардиолог: «Это был шок для меня, поэтому в тот день я обратилась в общество врачей и потребовала какой-то профессиональной защиты, поскольку в этом деле я никто! Вошли в мой кабинет, устроили шоу, и так как я была в списке ZZS, мое имя единственным было разглашено перед выборами».
Врач отказалась подтвердить имена своих пациентов, однако Nekā personīga известно, что следствие начато по поводу больничного листа, выписанного судье Юрмальского суда Татьяне Бормане. При помощи этого судья продлила свой отпуск на 11 дней.
Светлана Беляева, председатель Юрмальского суда: «Судья Бормане находилась в отпуске, она должна была быть на работе 25 августа, в тот день была получена информация о том, что судья больна, и что у нее имеется лист о нетрудоспособности, и тогда суд стал ждать, когда судья вернется в строй».
Подозрения имеются также в отношении двух латвийских кардиологов и старшей сестры
Начальницу Бормане не удивило то, что лист о нетрудоспособности выдал кардиолог, а не, к примеру, семейный врач, и работа Юрмальского суда могла спокойно продолжаться.
Почти одновременно с судьей у Рожкалне-Жубуре начал лечиться некий живущий длительное время в Латвии гражданин Дании.
Рожкалне направила пациента на свое прежнее место работы в больницу Страдиня, в возглавляемый профессором Андреем Эрглисом Центр кардиологии. В связи с необоснованной выдачей листа о нетрудоспособности гражданину Дании в поле зрения KNAB теперь оказались также два врача и старшая сестра Центра кардиологии.
Ласма Силе, специалист по связям с общественностью Клинической университетской больницы Паула Страдиня: «Больница отзывчива в выяснении этих обстоятельств! В больнице работает 3000 сотрудников, и недопустимые действия некоторых не должны влиять на весь персонал».
«Я направляю людей в больницу не потому, что им хочется, а для того, чтобы пациент скорее выздоровел», - подчеркнула кардиолог Рожкалне-Жубуре . Она отрицает, что оформляла больничные листы за плату.
«Вы не практикуете выдачу больничных листов за деньги?».
Ингуна Рожкалне-Жубуре, кардиолог: «Нет, я действительно не практикую выдачу больничных листов за деньги. Пациенты, приходящие ко мне, проходят через регистратуру и оплачивают визит. Здесь они никому ничего не платят».
Чеков о визите к кардиологу и документов нет
Однако в нашем распоряжении имеется неофициальная информация о том, что судья Бормане не оформила документы через регистратуру санатория, не найден также чек о ее визите к кардиологу.
Причастные к делу лица говорят, что цена выписки необоснованного больничного листа 150 евро.
Татьяна Бормане, отстраненная судья Юрмальского суда: «Как вы это себе представляете? Я обратилась к врачу, рассказала о проблеме, и врач выписала больничный. Я не слышала, что в нашем государстве можно покупать листы о нетрудоспособности!»
К кардиологу можно было попасть без предварительной записи и без очереди, так обыденно пояснила свой выбор отстраненная судья.
Татьяна Бормане: «Я действительно чувствую себя плохо, и сейчас состояние моего здоровья не лучшее. Поэтому я не чувствую себя виновной».
Судья Бормане специализируется на гражданских делах. В дополнение к этому она рассматривала также дела о неплатежеспособности.
И судье, и гражданину Дании обратиться за больничными листами к кардиологу Рожкалне посоветовали два бывших высокопоставленных лица судебной власти Юрмалы Ирина Богданова и Сигита Приеде.
Экс-прокурор Богданова уже однажды попадала в поле зрения KNAB в связи со взяточничеством, дело находится в суде первой инстанции.
У Приеде в деле о взяточничестве статус свидетеля. Бывший обер-прокурор Юрмалы не скрывает, что посоветовала судье Бормане практикующего кардиолога.
Сигита Приеде, юрист: «Я ей порекомендовала врача, которого могу порекомендовать и вам, и кому-то другому. Считаю, что это вовсе не преступление, вполне обычное будничное дело».
Журналист: «Вы не говорили, что к врачу можно обратиться за определенную плату?».
Сигита Приеде: «Безусловно, нет, безусловно, нет».
В прошлом году аннулировано 33 больничных листа
Факт дачи взятки расследует KNAB, а работу врача оценивает Инспекция здравоохранения. Она в прошлом году аннулировала 33 больничных листа.
Валентина Берга, руководитель отдела контроля качества здравоохранения Инспекции здравоохранения: «Массовым явлением это назвать нельзя. По всей стране в день выдается примерно 1000 листов о нетрудоспособности. Это не массовое явление».
Нет расчетов о том, сколько государство тратит за необоснованно выданные так называемые листы нетрудоспособности «В». Законодатели в последнее время ужесточили их получение. Например, один врач больше не может повторно выдать лист с тем же самым диагнозом. А в качестве уважительной причины для пропуска заседания годится только предписанный врачом постельный режим.
Айя Барча, председатель комиссии Сейма по социальным и трудовым вопросам, (ZZS): «Написать в законе, что запрещено торговать больничными листами – мы так обычно не делаем. Но это, очевидно, неприятный творческий подход».
Без основательных доказательств от должности не отстраняют
Судей назначают на должность пожизненно, и закон защищает их от необоснованного преследования. Только против судей уголовный процесс возбуждает высшее осуществляющее надзор за законностью должностное лицо - генеральный прокурор. Трудно представить, что генеральный прокурор Эрикс Калнмейерс решился подвергнуть отстранению на неопределенное время судью, если бы в деле не было доказательств, указывающих на возможную вину стражи Фемиды.
На общем фоне нарушений судей то, как улаживала отношения с врачом Бормане, могло остаться незамеченным, если бы правоохранительные учреждения не напали на след некого гражданина Дании, которому грозит выдворение из нашей страны, и которому наши врачи понадобились, чтобы избежать наказания. Однако это не помогло, и в настоящее время он находится под арестом. На следующей неделе KNAB обещает сообщить более подробную информацию.