Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Похитители шедевров

Леонид Якобсон

  

Уже более года полиция расследует уголовное дело, которое может затронуть политический Олимп республики. Как рассказал KOMPROMAT.LV офицер Бюро экономической полиции, пожелавший сохранить свое инкогнито: на протяжении ряда лет безнаказанно разворовывались уникальные произведения живописи, находящиеся на балансе Министерства культуры ЛР. В основе этого материала лежит, в том числе, диктофонная запись, хранящаяся в редакционном сейфе.

    Эта история берет свое начало в смутное время становления молодой республики. Глобальные перемены не обошли тогда стороной ни одно госучреждение. Национально мыслящие кадры повсеместно сменяли советских спецов, которых при необходимости обвиняли в стагнации. Кадровые нововведения не прошли стороной и Государственный художественный фонд (ГХФ).

    В былые годы развитого социализма ГХФ ЛССР за копейки скупал произведения латвийских художников. В том числе, актуальных сегодня живописцев 30-х годов, работы которых теперь оцениваются в сотни тысяч долларов. На каждую единицу хранения тогда заполнялась специальная картонная карточка с фотографией. Учет и контроль были стопроцентные. За долгие годы Советского правления ни одна картина не была украдена из ГХФ. За кражу госимущества в те времена можно было легко схлопотать расстрельную статью.

    Новая власть скрупулезно перенимала предметы искусства. Однако затем произошло неожиданное: результаты ревизии Худфонда ЛССР зачем-то засекретили, а в 1996 году под предлогом перехода на компьютерную систему картотеку и вовсе сожгли. Но модернизированный архив просуществовал недолго. В 1998 году компьютерную сеть ГХФ, якобы, атаковал вирус, уничтоживший абсолютно все сведения о находящихся на балансе предметах искусства. Наш источник не берется утверждать, что за этими фактами кроется преступный умысел. Подозрения, как известно, к делу не пришьешь.

    Впрочем, по одной из версий, которую спецгруппа Бюро экономической полиции считает доминирующей, за похитителями шедевров стояли представители тогдашней правящей элиты (не станем бросать тень на кого-либо из политиков, тем более в канун муниципальных выборов, пока данное уголовное дело не передано в суд). Ценные картины переправлялись на Запад контрабандой с использованием дипломатической почты. Так на престижные аукционы выставлялись, а затем попадали в частные коллекции сотни полотен латвийских живописцев. У спецслужб есть сильное подозрение, что этой криминальной сетью заправляли руководители ГХФ.

    Секреты галерейщиков

    Теперь о деталях. Общеизвестно, что классик латышской живописи Борис Берзиньш (1930-2002) завещал все свои работы государству. После смерти мэтра, как это бывает, цены на его произведения резко подскочили. Один набросок художника, исполненный карандашом, сегодня оценивается коллекционерами в сумму более двух тысяч латов.

    Приведем цитату из диктофонной записи рассказа сотрудника Бюро экономической полиции:

    - В 2002 году все галереи Латвии были оповещены, что согласно завещанию Бориса Берзиньша его работы в полном объеме являются достоянием республики и должны быть переданы на хранение в Государственный музей. И тем не менее многие полотна живописца странным образом попали на западный рынок, осели в частных коллекциях. Мы обнаружили две неучтенные работы мэтра в галерее Латвийского объединения художников LMS (Latvijas maksleniekas savieniba – подразделение Министерства культуры!).

    Стоит отметить, что так полиции показалась лишь верхушка айсберга. Вскоре в результате комплексной проверки Бюро экономической полиции выявило еще 250 картин, которые также хранились без каких-либо документов. «Мы их взяли врасплох, - комментирует наш собеседник. - Они просто не ожидали, что мы посмеем проверять запасники с такой серьезной крышей». По горячим следам Главное управление полиции потребовало произвести ревизию в Госфонде. С тех пор прошел год, поменялось правительство, а Минкульт лишь отписывается, не отвечая по существу, игнорируя даже запросы МВД. Видимо, чиновники от культуры опасаются, что всплывет такое, о чем не следовало бы информировать не только общественность, но даже спецслужбы.

    - Дальше-больше, - говорит наш Икс, - директор галереи LMS, как выяснилось, бывшая работница Госфонда Инара П. (здесь и далее в интересах следствия фамилии не указаны). У нее есть лучшая подруга, Вайра Д., хозяйка известной рижской галереи. Подружки в прошлом коллеги по Госфонду...

    Во время проверки галереи г-жи Д. полицейские нашли графическую работу Берзиньша. И тоже без документов. Как на следствие показала галерейщица, «это мой личный Берзиньш». Но, помимо этого полотна, в ее галерее обнаружили еще несколько сотен «беспаспортных» произведений живописи.

    Фрагмент с Берзиньшем лишь ничтожное недоразумение в сравнении с тем, что установили следователи. Как оказалось, все выставки живописи, организованные за пределами Латвии этой частной галереей, проводились за счет государства, и что особо впечатлило видавших виды «экономистов» - картины отправлялись дипломатической почтой. Естественно, без какой-либо оплаты. Так как диппочта оплачивается из кармана государства.

    - Домбровска крутила дела с потрясающей наглостью, - говорит «экономист», - К примеру, устраивала в Соединенных Штатах выставку наших художников. А потом бац и десятки картин исчезли, как Китайская стена у фокусника Копперфильда. Объяснение загадочной пропаже десятков полотен, мадам придумала незамысловатое: мол, ее обманули хитрые янки.

    Бюро экономической полиции уже получило ответ МИДа на запрос о частном предприятии, незаконно использующем диппочту. Правда, мидовцы ответили устно. Да, мол, Д. использовала дипломатические каналы связи. Но, когда полиция потребовала документального подтверждения, случился конфуз: МИД категорически отказался давать письменный ответ, сославшись на то, что данные о транспортировки предметов живописи за рубеж якобы не сохранились. И это при том, что аферы Д. длились не менее пяти лет - и все это время не иссякал поток картин на Запад без всякого таможенного досмотра.

    О нелегальных доходах этой бизнес-вумен и тех, кто ей покровительствовал, можно лишь догадываться. «Экономисты» подозревают, что в преступную группу, которой присвоено оперативное название «Галерейщики», входил муж Д., известный в Латвии теннисист. Именно он, по данным следствия, решал на кортах все вопросы с сотрудниками Министерства иностранных дел.

    К слову, теннисист - фигура прелюбопытная. Около трех лет назад ему удалось «кинуть» не только Рижскую думу, но даже Посольство Чехии. Он взял деньги на проведение концерта - и благополучно исчез из Латвии. Чехи не спустили дело на тормозах, а наняли частных сыщиков для расследования этого дерзкого кидка, но спортсмен, по данным полиции, благополучно осел в Великобритании...

    Наш визави не берется прогнозировать результаты следствия. Но эта беседа говорит о том, что спецслужбы планируют довести дело до суда.