Национальная авиакомпания airBaltic: "ликвидация - увольнение" национальных пилотов (латышей, латгальцев), иски в суде о недоплаченных деньгах (разумеется, пилотам), о "дискриминации по национальному и рабочему признаку". И еще: практически нищенская зарплата стюартов данной авиакомпании, и борьба за человеческое и уважительное отношение руководства к подчиненным.
По словам президента Андриса Берзиньша: "Государство заинтересовано, чтобы у нас была эта авиакомпания. Нам надо ее поддерживать и развивать. Национальная компания - это наш плюс." (высказывание президента от 3 января сего года в СМИ). Ключевое слово - Национальная компания. И именно эту Национальную компанию нужно поддерживать и развивать. Все бы ничего, но вопрос в другом: кто будет развивать эту компанию? Конечно, государство... А еще, видимо национальные пилоты...
Но вот с национальными пилотами дело в Национальной компании состоит не comme il faut ("комильфо", что в переводе с французкого означает "как надо, как следует" - пр.ав.).
Теперь о фактах. В суд Рижского района подан иск вторым пилотом Виктором Тимкусом (данной авиакомпании) на airBaltic по статьям «дискриминация по национальному и рабочему признаку». На первый взгляд у многих сей факт вызовет удивление, но только на первый взгляд...
Оказывается, что национальные пилоты в Национальной компании работают в меньшинстве, а когда вопрос стоит об увольнении, то они "первые в списке"...
В нашем распоряжение попал лист «рейтинга» пилотов ("pilot promotion list", например, за 1 августа 2013 года), где ясно видно, что из 129 капитанов приблизительно 50 человек пилоты - латвийцы (почему приблизительно? Возможно, очередное увольнение пилота), а остальные иностранцы, а из 69 вторых пилотов приблизительно 21 пилот-латвиец. Конечно, такая статистика в Национальной компании уже давно не секрет... Этот факт неоднократно проскакивал в латвийских СМИ. Но вопрос в другом...
Многие иностранные пилоты отлетав несколько лет и выучившись за счет авиакомпании, например, с типа самолета "FOKKER 50" на тип "BOING 737" или "Q 400" просто увольняются и находят работу в других, преимущественно, зарубежных авиакомпаниях. И это понятно, они имеют сертификат на престижный тип самолета, который пользуется спросом в любой авиакомпании мира (кроме, пожалуй, Q 400, но это уже другая тема), да и оплата их труда будет гораздо выше, чем в данной авиакомпании.
Картина вырисовывается ясная: для большинства иностранных пилотов компания airBaltic - стартовая площадка для карьерного роста. А что же пилоты - латвийцы? Конечно, у них есть возможность переучиться с одного типа самолета на другой (и некоторые пользуются этим), но не всем... а кому повезет... Если на то будет "высшая воля начальства", покровительство руководства, и в "данный" момент иностранные пилоты уже переучились.
Возникает закономерный вопрос: как же обстоит дело с теми пилотами, которым не повезло? Тут система у руководства компании отработанная! Этих пилотов вызывает к себе шеф-пилот и советует уволиться по статье DL 144.pant (по согласию сторон - пр.ав.). Вернее сказать, что это не совет, а постфактум.
Почему постфактум? Да просто другой альтернативы нет у пилотов. На вопрос сотрудника: "В чем причина моего увольнения? Назовите мои ошибки или представьте доказательства моей непрофессиональной деятельности», ответа ясного нет, но есть предостережение от шеф-пилота: "Вы можете делать, что угодно, но МЫ вас все равно уволим!"
Факты - пожалуйста! До недавнего времени теплое местечко шеф - пилота занимал некий господин А. Акимов (на сегодняшний день, господин Акимов уже не «служит» в данной должности, видимо, повлиял скандал с судами, но продолжает работать на другом тепленьком местечке - в администрации). Так «почетная» роль увольнения с реальными оскорблениями принадлежит ему.
Что я имела в виду под словом оскорбления? Например, пилоту, который летает с 1984 года, имеет 9.000 часов налета, три профессиональных образования, испытывал самолеты, ни разу не подвергался критике со стороны коллег и пассажиров и т.д. шеф-пилот просто заявил, что он никудышный пилот... Что скрывать... Имя этого пилота В. Тимукс. В чем же тут причина? Все просто. Сведения личных счетов. Оба человека работали ранее в одной авиакомпании Latvijas aviolīnijas... И оба работали вторыми пилотами, но в отличии от В. Тимукса, который просто честно выполнял свою работу, второй пилот А. Акимов стремился стать командиром... В этом, конечно, нет ничего плохого, но каждый человек "своими средствами" добивается цели. Итог: второй пилот А. Акимов практически "вскочил в последний вагон" и стал пилотом незадолго до развала Latvijas aviolīnijas. Каким способом он получил должность шеф-пилота в airBaltic - загадка (видимо, руководству компании виднее), но своих коллег по старой работе данный господин не жалует в нынешней компании, и любыми способами просто не дает продвижения.
Но вернемся к «системе увольнения» в airBaltic. Есть такие пилоты, которые не спорят, а просто увольняются, а есть те, кто не согласен с данным «шикарным» предложением (статья DL 114.) и продолжают работать. На этот случай у компании припасен «туз в рукаве». Пилота отправляют на тренажер (каждый пилот обязан раз в шесть месяцев пройти зачет на тренажере отработав нестандартные ситуации) и инструктор этой компании просто его «срезает». И компании совершенно не волнует, что эти пилоты имеют огромный стаж работы, прекрасное образование, огромное количество налетов... просто «срезали».
Главный вопрос - зачем? Как я уже писала, но дело не только в личных отношениях, а в «свободном месте»... Опытному латвийскому пилоту нужно «освободить место», в большинстве случаев, иностранному пилоту. Кстати, очень много руководящих мест в компании занимают тоже иностранцы. Например, начальник тренажерного центра, инструктора на тренажерах, пилоты - инструктора и т.д.
И еще немаловажный момент - тема с латышским языком. Из журналистского исследования можно сделать вывод, что большинство иностранных пилотов, да и некоторые представители руководства (например, «глава» компании М.Гаусс) не говорят на государственном языке. А ведь 99,8 % акций компании принадлежит Латвии. И по закону о языке руководители государственных организаций обязаны говорить на латышском языке.
Вдумайтесь, а зачем французу, испанцу, литовцу, немцу, датчанину, работающим в airBaltic, говорить на латышском? Неважно, что компания государственная, его поймут и на другом языке! И не дай Бог латвийский пилот, например, у инструктора-иностранца, на официальном зачете начнет говорить на своем родном латышском... Результат - понятен. И совершенно неважно, что нарушен 104 пункт Конституции Латвии...
Возникает, возможно, глупый вопрос: а что в Латвии нет хороших латвийских пилотов? Почему в таких крупнейших компаниях, как Air France, Air-Britain, «Аэрофлот» первую «скрипку» отдают своим национальным пилотам? Видимо, они важны для государства. Конечно, замечательно, что данная компания пользуется спросом у иностранных пилотов, но есть же и свои «национальные кадры».
Но вернемся к смельчаку В. Тимуксу, который «работает» в данной компании. Как же он решает «национальный вопрос пилота». Им подан иск по теме «дискриминация по национальному и рабочему признаку». Суд принял данный иск, но рассмотрение - еще не началось. Предвижу резонный вопрос: а может нужно было решить такой вопрос мирным путем с авиакомпанией? Так В. Тимукс вместе с профсоюзом airBaltic пытался поговорить с руководством компании, но... увы. На имя VVP Lidojumu vadības jautājumos П. Цалитиса (Pauls Cālitis) было отправлено аж два письма... А в ответ тишина...
Более того, В. Тимукс добился встречи с учредителем airBaltic государственным чиновником А. Лиепиньшем. Справедливости ради отметим, что А. Лиепиньш с интересом и удивлением выслушал пилота. Удивление, видимо, было вызвано сложившейся ситуацией. Обещал во всем разобраться, даже дал свою электронную почту и попросил написать ему письмо, но... пустота. Видимо, у государственного деятеля гораздо больше важных дел, чем заниматься простым пилотом-латгальцем, да и выборы уже прошли...
Я, как журналист, решила проверить сложившуюся информацию и созвонилась с руководством, учредителем авиакомпании. Результат: представитель по связям с общественностью Я. Ванагс только на пятый раз любезно сказал, что непременно ответит на вопросы, но ему нужно подготовиться... Прошло четыре месяца. Я. Ванагс готовится. Государственный чиновник А. Лиепиньш любезно выслушал меня и все скинул на... Я. Ванагса. " Вам непременно ответят на вопросы. Что я могу поделать? Я комментарии по данному вопросу не даю." А с П. Цалитисом просто не соединяют.
Но интересно другое, я дозвонилась непосредственно до шеф-пилота самолетов Fokker 50 (этот надежный самолет прекратил свое существование в авиакомпании с сентября 2013 года) и просила прокомментировать профессионализм второго пилота В. Тимукса, Шеф-пилот «бывшего» самолета Fokker 50 Томас Шалавка, который непосредственно летал с В. Тимуксом (аж 46 часов они провели вместе в воздухе) просто сказал: «Я не могу говорить. У нас все комментарии дает только тот, кто положено».
Удивительно, но почему шеф-пилоту не сказать правду о работе с подчиненным? А дело в договоре при устройстве на работу! Есть замечательный пункт... В нем говорится, что сотрудник не имеет право во время работы в компании, и после ухода из нее, в течении двух лет говорить «неугодные» слова, порочащие имидж компании....
Уникально! Вот почему в СМИ лишь иногда выходит правдивая информация об airBaltic. Кто скажет правду? Кому захочется потерять работу? Поэтому представитель по связям с общественностью обычно рапортует СМИ, что в данной компании все отлично.
В следующей публикации речь пойдет о «жизни» и финансах стюартов данной авиакомпании, зарплате главы компании, недоплаченных деньгах. Продолжение следует.