В своей рижской квартире найден застреленным известный адвокат Андрис Грутупс. Рядом с телом обнаружена предсмертная записка.
Вызов в полицию поступил около полуночи. По информации, имеющейся в распоряжении агентства LETA, тело адвоката было найдено в квартире в доме на ул. Вальню, 11 в Риге, в котором живет также президент Латвии Андрис Берзиньш.
Как сообщила пресс-служба Госполиции, сотрудники правоохранительных органов обнаружили тело 64-летнего адвоката с признаками насильственной смерти — пулевое ранение в грудь. Рядом с телом найден пистолет, который принадлежит Грутупсу.
"Скорее всего, он совершил самоубийство", - заявил начальник Государственной полиции Инт Кюзис.
Версию самоубийства не исключает и министр внутренних дел Рихард Козловскис.
В момент трагедии Грутупс находился в квартире один. Полицию известили о происшедшем близкие к адвокату люди.
В интервью радиостанции "Балтком" депутат Сейма, переводчик книг Грутупса Николай Кабанов заявил, что смерть Андриса Грутупса может быть связана с его продолжительными проблемами со здоровьем – известно, что юрист долгое время страдал от онкологического заболевания.
"Знаю, что Андрис последние несколько лет болел онкологией. У него были очень серьезные боли, но он боролся с этой болезнью. Видимо, в итоге, он решил уйти сам, потому что не хотел, чтобы его покинул разум. Бывает так, что люди сохраняют биологическую жизнь, но теряют человеческий облик. Андрис решил поставить точку сам", – сказал Николай Кабанов.
На смерть адвоката откликнулся в социальной сети Facebook известный бизнесмен и меценат Евгений Гомберг, который написал буквально следующее:
- О чем я думаю? О Грутупе. Мне очень жаль его по-человечески. Говорят, он сильно болел, и очевидно у него не оставалось выбора.
Что касается его творческого и жизненного пути, давайте взвесим вместе. Мы не были знакомы лично (он здоровался со мной сквозь зубы), хотя несколько раз подмывало ему позвонить. Он люто меня ненавидел за памятники, и всю историю с памятником Чаксте затеял, потому что: "как мне сказали в Думе, иначе Гомберг поставит там Петра" (цитата из газеты). При этом памятники Ленину и Стучке лежат на складе приватизированного им Комбината благоустройства (позади торгового центра Debesmanna, тоже его).
Он написал много книг, которые, наверняка, были бы профессионально интересны, если бы не были пропитаны русофобией и еще больше - антисемитизмом, столпом которого он был в этой стране. Особенно позорная книга о деле Бейлиса.
Он написал закон о денационализации, принесший много страданий, последствия которого не разгребли еще сегодня. Впрочем, он только написал, приняли закон, конечно, другие. Наверняка и к Сатверсме руку приложил, хотя тут претензий мало, это была восстановленная прежняя.
Он был идеологом и соратником тех политиков, которые много лет делали латвийское государство коррумпированным и отвратительным для многих.
Он был встроен в эту систему и был одним из ее стержней. Что положить на другую чашку - я не знаю, приглашаю тех, кто знал его лучше меня. И всё же жаль, что он так трагически выбыл из игры. Царствие ему небесное. Хотя, если он поднял руку на себя, - ему, увы, по христианским заповедям, не положено.
Не оставила равнодушным смерть Андриса Грутупса и светского хроникера Андрея Шаврея. На своей странице в Facebook он написал:
- Вот теперь пошли предположения, что его застрелили. Думаю, все это спекуляции. Он сам это сделал. И то, что он поставил несколько лет назад себе на Лесном кладбище могильный памятник дорогой, тому подтверждение. Некоторые его книги были наполнены евангельскими моментами. То, что он сделал сам - ужасно с точки зрения теологии, но... разве мы судьи? В моей памяти он останется, как человек, знавший значение каждого слова и ничего лишнего он никогда не говорил, взвешивал все. И, кстати, один из символов города последнего времени. Часто ходил вечерами по паркам, вдоль городского канала - с тростью, чуть сутулый. "Как призрак!", - сказал сегодня мой коллега. Если кто хочет, просто помолиться за него стоит, наверное, вот и все/
По сведениям портала Mixnews.lv, несколько лет назад на 1-м Лесном кладбище в Риге появился спроектированный по заказу Андриса Грутупса могильный комплекс из черного гранита.
В дизайне были использованы элементы латышских этнографических узоров, а качестве эпитафии – перевод стихотворения русской писательницы Тэффи "Он ночью приплывет на черных парусах" на латышский язык. В скобках указано - "перевод А.Г" (atdz. A.G.), в последней строке стихотворения слово "она" заменено на "он".
Он ночью приплывет на черных парусах,
Серебряный корабль с пурпурною каймою.
Но люди не поймут, что он приплыл за мною,
И скажут: "Вот, луна играет на волнах…"
Как черный серафим три парные крыла,
Он вскинет паруса над звездной тишиною.
Но люди не поймут, что он уплыл со мною,
И скажут: "Вот, она сегодня умерла".
***
Андрис Грутупс родился 5 мая 1949 года в Добеле. Гордился смешанной кровью. Хотя не мыслил себя иначе как латышом, во Грутупсе текла также литовская и русская кровь. Мать звали Лидия Никитична Филатова. В 1977 году окончил юрфак ЛУ. Состоял в КПСС.
1977-1980 гг. — сотрудник прокуратуры ЛССР.
1980-1991 гг. — адвокат в юридическом бюро в Сигулде.
1991 г. — избран депутатом Верховного Совета ЛССР от Народного фронта Латвии.
1991 г. — как автор Закона о денационализации домовладений издает книгу "Как вернуть похищенное".
1994 г. — советник президента Гунтиса Улманиса.
1995 г. — был среди тех, кто рекомендовал президенту Андриса Шкеле на должность премьер-министра.
1996 г. — советник премьера Шкеле.
В 1997 году по совету Грутупса ликвидатор Банка Балтия Дэвид Берри за половину стоимости — 5 миллионов латов — “продает” лихтенштейнской фирме 10-миллионный долг Latvenergo Банку Балтия. В результате этого цессионного договора Latvenergo теряет 3 миллиона латов. Когда Грутупса вызывают на допрос по делу “о миллионах Latvenergo”, он, ссылаясь на Закон об адвокатуре, отказывается давать показания.
После выборов в 7-й Сейм мэр Вентспилса Айварс Лембергс заявляет, что к власти пришла "Валмиерская финансовая группировка", в которую входят Шкеле, Сауснитис, Наглис, Скулте, Берзиньш (президент Unibanka.) и с которой непосредственно связан Грутупс.
1998 г. — назван "серым кардиналом" предвыборной кампании Шкеле.
В декабре 1998 года предпринимается попытка взорвать бюро Грутупса. Виновники взрыва не установлены, а обещанные Грутупсом 10 000 долларов за информацию о подрывниках не востребованы по сей день.
В июне 2000 года журнал Klubs называет имя Грутупса в числе 100 миллионеров Латвии.
2001 г. — представляет Минфин в деле против вентспилсского АО Kālija parks, учредителем которого является Вентспилсская дума.
В 2009 году в Генеральную прокуратуру поступили диски с расшифровками записей телефонных разговоров, которые вел Андрис Грутупс по своему офисному телефону в 1998-2000 годах. Среди собеседников - высокопоставленные деятели латвийской судебной системы, вплоть до судей Верховного суда.
Телефонные переговоры опубликованы в книге "Кухня судопроизводства. Рецепты "улаживания" от адвоката Гутупса" (Tiesāšanās kā ķēķis. Advokāta Gūtupa "sakārtošanas" recepti).
В числе возможных сценариев появления скандальных распечаток телефонных разговоров, Андрис Грутупс назвал "еврейский след". "Я перечислю темы, о которых мне вчера звонили и говорили. Это месть за то, что я выступил против еврейских компенсаций. Это месть за мою книгу "Бейлисиада", которую собираюсь перевести на русский. Последний звонок получил поздно вечером: знаешь, выйдет твоя книга, фрагменты уже опубликованы, ты там снова как-то высказался об одной нации, считайся, что тебе придется расплатиться за это. Так ли это, я не знаю. Сам я этому не очень верю..." – заявил А. Грутупс порталу Delfi.
Прокомментировал эту версию газете "Телеграф" председатель Попечительского комитета Совета еврейских общин Латвии Виталия Готлиба:
— Знаете, мне позвонил какой-то человек и сказал, что Грутупс, сколотивший состояние на тесном взаимодействии с судебной системой и подковерных решениях различных политических вопросов, заранее предполагая, что когда-нибудь его могут взять за одно место, занялся сочинением антисемитских опусов, чтобы в случае необходимости разыграть еврейскую карту. Но я в это не верю, как-то слишком расчетливо.
— А зачем, по вашему мнению, Грутупс занялся такой странной деятельностью, как сочинение книг на еврейскую тему?
— Я слышал мнение одного, кажется, психиатра из Германии, бывшего рижанина, который сказал, что он внимательно проанализировал все последние публичные высказывания Грутупса и его книгу "Бейлисиада". Его диагноз — паранойя на почве ксенофобии. Но это не моя область, мне об этом судить трудно.
Конец цитаты.