Суд Центрального района Риги отменил противоправное распоряжение начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Ярослава Стрельченка об увольнении своего заместителя Юты Стрике.
Судья Майрика Грике постановила, что Стрике должна вернуться на работу немедленно, то есть с 11 апреля. Кроме того, KNAB следует выплатить Стрике 5000 евро в качестве компенсации. Тем не менее, нынешний заместитель начальника KNAB Илзе Юрча обещала данное решение обжаловать.
Следует отметить, что интересы антикоррупционного бюро на судебном заседании представлял сам Ярослав Стрельченок, который предпринял комическую попытку отвода судьи. Понятно, что судья отводиться отказалась.
"Решение суда логично и закономерно. Я никогда не обжаловала бы распоряжение о своем увольнении, если бы считала его юридически правомерным. Я приду на работу в день, который укажет суд", - заявила Стрике.
Напомним, дело попало в суд после того, как Стрельченок уволил Стрике в третий раз 7 февраля. Два его предыдущих решения об увольнении отменил тогдашний премьер-министр Валдис Домбровскис, а новая глава правительства Лаймдота Страуюма вмешиваться не стала, так как сочла решение Стрельченка юридически корректным.
По неофициальным сведениям журнала Ir, Стрельченок готовит реорганизацию KNAB, в которой не задействован ни один специалист из блока борьбы с коррупцией, которым руководила до незаконного увольнения Юта Стрике.
Предложение о работе в качестве нового заместителя главы KNAB без всякого конкурса получил следователь Полиции безопасности (Drošības policijas, DP) Алдис Вишневскис. Он уже подал заявление об уходе в DP и там не работает. Однако и в KNAB официально не числится.
С 1 апреля в DP более не работает и Янис Розе, которого ранее упоминали как возможного кандидата на пост главы отдела внутренней безопасности KNAB.
По данным Ir, место руководителя юридического отдела бюро может получить Интарс Ополайс, ныне работающий в Госполиции.
Как пишет издание KNAB может покинуть замначальника следственного отдела Сигне Боле, которая расследовала, например, «дело Daimler». Следователь с 20-летним стажем говорит, что её «искра перегорела».
Последней каплей для неё стал упрек Стрельченка в том, что сотрудники бюро «воруют сверхурочные». Официально информация о нарушениях не подтвердилась. Сигне Боле поясняет: следователи и оперативники регулярно отрабатывают неоплачиваемые сверхурочные часы.
— Следователь не может работать как на заводе до 5 часов. У нас была договоренность, что сверхурочные оплачиваются только за процессуальные действия. К примеру, обыски.
Руководитель отдела оперативных разработок Юрис Юрашс считает, что сейчас команда KNAB больше не способна «поднять» такие крупномасштабные дела как процессы Daimler и Latvenergo.
- По делу Вашкевича мы работали днями и ночами, - говорит он. - На самом деле, мы скрывали, что работали. Боялись, что информация «утечет». Однако мы это делали, потому что была цель. Не знаю, какая цель должна быть сейчас, чтобы мы это делали.
"Любое дело требует огромных интеллектуальных и творческих вложений. Чтобы его раскрыть, сотрудники должны быть мотивированы, полны энтузиазма. А то, что происходит сейчас - угнетает", - убежден Юрис Юрашс.