Это дело уже называют одной из крупнейших афер на латвийском рынке антиквариата. Среди пострадавших - известные рижские коллекционеры. Все они предоставили свои вещи на реализацию фирме Лейлы и Эрика Гейжиных Likass. В результате - остались и без денег, и без вещей.
Речь идет о многих поcтрадавших. Бюро экономической полиции Рижского региона не комментирует ход уголовного дела, ссылаясь на тайну следствия. Однако источник в правоохранительных органах сообщил KOMPROMAT.LV, что Лейла Гейжина провела двое суток в следственном изоляторе, а Служба госдоходов применила к ее фирме Likass запрет на уменьшение основного капитала.
Пострадавшие от действий Лейлы Гейжиной обратились в KOMPROMAT.LV.
- Сообщество коллекционеров и антикваров обеспокоено, - говорит Татьяна Вилкостс-Бришко. - Это совершенно нетипичный случай. В наших кругах все друг друга знают, а отношения строятся на доверии. Мы с мужем дали на комиссию в магазин Zelta ābele десятки предметов старины: фарфор, картины, серебро. Все они были проданы, но денег за них мы так и не получили.
Согласно документам, с начала 2010 года по август 2012-го Татьяна Вилкостс-Бришко и ее супруг Эдуард Дарцмелидзе передали Лейле Гейжиной для реализации предметов антиквариата на сумму более 347 тысяч латов.
- После первых сделок долг был сравнительно небольшим - 1400 латов, потом - 8500. Но супруги Гейжины показались нам честными предпринимателями. К примеру, Эрик не просто совладелец фирмы Likass, он — сертифицированный архитектор. Поэтому мы снова передали им на продажу другие предметы, в частности, картину Николая Богданова-Бельского. Она была продана, но денег мы не получили.
По сведениям CrediWeb.lv, фирма Likass основана в 1996 году. На данный момент предприятием владеют в равных долях Лейла Гейжина (Leila Geižina) и Эрик Гейжинс (Ēriks Geižins). Оба учредителя обладают правом на единоличное представительство общества капитала.
- Они постоянно обещали рассчитаться за принятые на реализацию предметы и вернуть непроданные. Лейла даже написала расписку: в течение месяца обязалась вернуть часть денег. Однако обещание не выполнила, - рассказывает Татьяна Вилкостс-Бришко.
В ноябре 2012 года магазин Zelta ābele в рамках гражданского процесса посетил судебный исполнитель. Он констатировал, что из 15 принятых на реализацию предметов как минимум 13 реализованы. А картина Сергея Виноградова «Лето в Латгалии», оцененная в 15 400 латов, вывезена в Россию.
Коллекционеры обратились в полицию. В начале 2013 года было заведено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупных размерах, в котором фигурируют более десяти пострадавших. Претензии к владельцам фирмы Likass составили около миллиона латов.
- Мы полагаем, что они построили самую настоящую пирамиду, - делится Эдуард Дарцмелидзе. - Судя по всему, вещи брались на реализацию, продавались, а затем с выручки закупался новый товар.
В августе 2012 года супруги Эрик и Лейла Гейжины заключили брачный договор. Видимо, полагая, что таким образом им удастся уйти от ответственности.
- Мы с супругом приходим к Лейле, спрашиваем: «Что делать будем?» А она в ответ: что хотите, то и делайте, вот я пустая и голая. Впрочем, это не мешает Лейле по-прежнему принимать товар на реализацию, путешествовать по Латвии в поисках антиквариата, - говорит Татьяна Вилкостс-Бришко.
Действительно, Лейла Гейжина выглядит отнюдь не бедной. Живет в частном доме, передвигается на джипе Volkswagen Touareg.
До недавнего времени супруги Гейжины владели антикварным салоном на улице Вагнера в Старой Риге и торговой точкой в юрмальском Baltic Beach Hotel. А теперь открыли магазин на Бривибас 80.
Лейла Гейжина утверждает, что никуда не скрывается. Она полна оптимизма. «Все проблемы решаются. И нет такого, что меня надо искать, я не ухожу от проблем», - заявляет бизнесвумен. Но пострадавшие коллекционеры уже не верят, что смогут получить назад свои деньги.
KOMPROMAT.LV будет следить за развитием событий.