Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Как убили латвийскую торговую сеть

Kompromat.lv

  

Приложение к газете Dienas Bizness рассказывает историю первой в независимой Латвии сети розничной торговли Interpegro, которая, как известно, закончилась печально.

Фирма родилась в 1993 году в Риге, на улице Сахарова, 14,— там открылся первый магазин Maximarket, где торговали импортными продуктами — финскими сладостями и алкоголем, израильскими винами, немецкими колбасами… Основал фирму Моисей Гуревич, который работал в гособъединении Latvijas darzeņi. А генеральным директром Interpegro стал Эдвин Каулиньш, товаровед Юрмальского управления торговли. В 1992 году уже было основано соместное латвийско–польско–голландско–немецкое предприятие Interpegro Latvija. Это было объединение сельскохозяйственных кооперативов разных стран, у которых Interpegro закупал продовольствие и отправлял дальше — в Россию.

Чтобы продать три вагона неходовых товаров, надо было отправить партнерам полвагона каких–нибудь делиатесов, вспминает Эдвин Каулиньш. Но реализация была связана со сложностями — необходима была предоплата, поэтому родилась идея создать собственную сеть розничной торговли. И вот в 93–м открылся первый такой магазин на Сахарова. В нем впервые в Латвии стали использовать штрих–коды. Люди стояли в очереди и удивлялись этому чуду — кассир проводил товаром по сканеру и сразу видел на экране цену. Число покупателей стремительно росло. За несколько лет сеть Interpegro Latvija открыла 14 магазинов. Объем продаж в сети достиг 9,5% от общего объема реализации продовольствия в Латвии. Между прочим, импорт в ассортименте Interpegro составлял не больше трети. Из конкурентов у Interpegro были только оптовые продовольственные базы и магазины Марка Аврутина Nelda.

Беды отечественного торгового бизнеса начались в 95–м. На Моисея Гуревича было совершено покушение, он погиб. А через две недели новая беда — выяснилось, что банк «Балтия» не переводил деньги поставщикам Interpegro. Компания с трудом погасила долги, но тут на рынок вышли скандинавы — они открывали один за другим свои супермаркеты, и латвийская сеть Interpegro не выдержала конкуренции.

Из всех работников Interpegro скандинавы предложили работу только Эдвину Каулиньшу, и он перешел в Rimi на должность менеджера.

Эдвин Каулиньш вспоминает такой эпизод: в 1993 году в Ригу приехал шеф компании Coca–Cola. У компании было предложение открыть в Латвии свое производство, они присмотрели под него один объект, переговоры шли на уровне правительства. «Но наши за этот потенциальный объект назвали такую цену, что шеф Coca–Cola, не сказав ни слова, уехал, — рассказывает Каулиньш. — А через две недели эстонцы сообщили, что начинают производство кока–колы. Эстонцы потребовали за это у компании… один доллар».

Теперь вам понятно, почему Латвия экономически так сильно отстала от северной соседки?

2013-10-10 16:37:20