Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Liepājas metalurgs, пока правительство платит по его долгам, перечисляет в Литву миллионы (видео)

DB.lv

  

(picture 2)
Киров Липман, Улдис Сескс и Сергей Захарьин. Кадр программы Nekā Personīga.

Выяснилось, какому кредитору AS Liepājas metalurgs в апреле перечислило 4,6 млн. евро, несмотря на то, что были и другие кредиторы, чьи требования можно считать куда более приоритетными. Таинственным предприятием оказалась зарегистрированная в Литве компания Torlina.

Пока государство из тощего бюджета гасит долги завода, его акционеры водят правительство за нос – такой вывод можно сделать на основании изложенных журналистами фактов. События развиваются по сценарию, сильно смахивающему на недоброй памяти Parex, а тем временем возмущение растет и ширится и в Литве, и особенно в Польше, где находятся многие деловые партнеры Liepājas metalurgs. В Польше, можно предположить, одним лишь возмущением дело не кончится, так как Liepājas metalurgs нанес ущерб целому ряду тамошних предприятий. Одно из них уже готовит иск в суд.

Ситуация с польскими сделками лиепайского завода выглядит крайне запутанной. Сергий Макогон, менеджер крупной польской компании по продаже металлолома Polcopper, рассказал журналистам, что предприятия начали сотрудничать осенью прошлого года. Metalurgs тогда предложил очень хорошую цену за лом. Сомнения вызвал отказ LM застраховать сделки, как это обычно принято делать, но для польской стороны решающим фактором было то, что гарантом завода является Латвийское государство.

Поляки направили в Лиепаю свои грузы металлолома, и поначалу плата поступала аккуратно. Затем начались проблемы. Когда сумма неуплаты достигла 2 млн. евро, Liepājas metalurgs сообщил, что у него трудности, и уплатить он не может. Переписка и личные встречи с акционерами LM Захарьиным и Сегалем полякам помогли мало: были получены кое-какие обещания, но не деньги. Между тем польская продукция к тому времени из Лиепаи благополучно испарилась, говорит Макогон.

Учитывая ситуацию в металлургической отрасли в целом и списывая часть трудностей Liepājas metalurgs на это, поляки пошли предприятию навстречу и предложили заплатить натурой – то есть арматурой. «Часть мы даже получили. Чтобы получить остальное, зафрахтовали судно, но Liepājas metalurgs в сдпелке внезапно отказал», – отметил Макогон. Тогда поляки попытались вывезти причитающееся на машинах. Когда транспорт был подготовлен, завод заявил, что груз нельзя отправить, потому что кран поломался. Польский менеджер предложил свою помощь в поиске другого крана в Латвии, но в этом ему было отказано. Затем поляки своими глазами убедились во лжи руководства Liepājas metalurgs, увидев работающий кран. Только груз он готовил к отправке явно не в Польшу.

Кому Metalurgs отправлял тогда продукцию, пока неизвестно, зато всплыло наружу, что в литовско-польском направлении имеется некая фирма, которой завод, прибедняясь перед латвийским правительством, молчком перечислил 4,6 млн. евро. Это зарегистрированная в Литве Torlina, чей офис находится в Каунасе – и физически это маленький вагончик по скупке металлолома. Руководители компании ранее были арестованы по подозрению в мошенничестве на рынке металла.

Как рассказал журналистам TV3 управляющий Госказной Каспар Аболиньш, 4,6 млн. евро были перечислены в апреле фирме Torlina, и Liepājas metalurgs сделал это вопреки возражениям государственного контролера на предприятии, а также Госказны и Министерства финансов. По какому принципу акционеры выбирали кредитора, чьи права признали приоритетными перед правами других кредиторов, они вразумительно объяснить не смогли, сказал Аболиньш.

Министр финансов Андрис Вилкс, который политически ответствен за происходящее с Liepājas metalurgs и которому задали вопрос, почему же на завод не был сразу назначен государственный прокурист (он, в отличие от госконтролера, имел бы право остановить перечисление денег), пояснил: потому, что таким жестом государство сразу признало бы, что полностью отвечает за предприятие. "И тогда мы бы взяли на себя весь широкий спектр проблем", - сказал министр. Спасать же завод за госсчет в планы правительсва не входит. Остается открытым вопрос, как государство намерено предотвратить подобные платежи в будущем, если не назначить прокуриста - из расплывчатого высказывания Вилкса "ситуацию нужно решить как можно скорее" и его жалоб на поведение акционеров это совершенно неясно.

Как выяснили журналисты Nekā personīga, с 22 января, когда Liepājas metalurgs заявил, что ему грозит банкротство, со счетов завода ушло свыше 25 млн. латов. Основных получатиелей было два: Torlina и зарегистрированная в Великобритании Stemcor.

Дело Torlina, в которое вовлечен и Liepājas metalurgs, сейчас расследует литовская генпрокуратура, отметившая, что оно сложное и с долгой историей. По неофициальным данным, Torlina поставляла лом заводу Liepājas metalurgs, использовав для оформления сделок зарегистрированную на Кипре компанию Anjusoma trading limited и уклоняясь от налогов. Литовская казна лишилась из-за этого 700 тыс. евро. По словам Риты Стундене, руководителя пресс-службы Генпрокуратуры Литвы, следствие ведется с 2010 года. Ведется на международном уровне: прокуратура обменивается данными с правоохранительными органами Польши и Латвии. Интересуется ходом расследования и латвийская Служба госдоходов.

Инара Петерсоне, замгендиректора СГД, пояснила: если чиновники службы не делают грогмких заявлений в публичном пространстве, это еще не значит, будто они спят на посту. СГД накапливает и анализирует все сведения о сделках Liepājas metalurgs, его деловых партнерах и т.д., так как осуществляет пристальный мониторинг деятельности всех крупнейших налогоплательщиков в стране.

2013-05-13 10:51:38