Рижский окружной суд начал рассматривать по существу тяжбу между двумя акционерами Liepājas metalurgs: Кировом Липманом и Сергеем Захарьиным, о праве собственности на часть акций. Оппоненты обмениваются жесткими обвинениями: «расхищение завода» - одна из самых мягких реплик.
Крупнейшими акционерами Liepājas metalurgs являются Сергей Захарьин (49% акций), Илья Сегал (21,03%) и Киров Липман (23,27%).
В последнее время отношения между ними заметно обострились.
Иск подал Липман, который хочет вернуть в свою собственность акции, которые он в 2003 году передал Захарьину во временное управление. Речь идет об 11,5% акций Liepājas metalurgs стоимостью 1,95 млн. латов.
По словам адвоката Липмана Павла Ребенка, относительно передачи акций существовала устная договоренность, и никакого документа, подтверждающего сделку, не существует, есть только перечисление с одного частного счета на другой. Никакие деньги за акции получены не были, а наличие договоренности можно подтвердить косвенными документами и показаниями свидетелей. Акции были перечислены для того, чтобы упростить процесс модернизации предприятия. Структура его владельцев была раздроблена, требовался один представитель, и было решено, что им станет Захарьин. Свои акции перечислил ему и Илья Сегал. Позже Липман неоднократно устно и письменно напоминал своему оппоненту, что акции пора вернуть.
По словам Захарьина, все эти годы пакет акций хранился на его счету в Hipotēku bankа, и он ежемесячно исправно платил за обслуживание.
Как пишет газета Dienas bizness, актуализировался и спор о скупке металлолома. Liepājas metalurgs обвинил Кирова Липмана в происках - тот якобы вступил в сговор с одним из поставщиков.
Публичные заявления Liepājas metalurgs о «сговоре» Tolmets и Кирова Липмана и «подрыве имиджа предприятия» не выдерживают никакой критики, заявила после этого на пресс-конференции в Лиепае председатель правления SIA Tolmets Инта Озолиня. Подлинными причинами волнений являются, по ее словам, конфликт акционеров, сокращение рынка металлической арматуры и внушительный объем кредитных обязательств LM. Озолиня опровергла публичные утверждения LM, будто Tolmets «принципиально не продает» заводу металлолом. Завод сам не берет лом, а Tolmets с дорогой душой готов удовлетворить до 60% потребностей LM во вторсырье, подчеркнула она.
С 2009 г. LM сам скупает и экспортирует металлолом, пояснил глава отдела реализации SIA Tolmets Янис Вецбаштикс. Что, кстати, отразилось на цене: в Латвии она теперь одна из самых высоких в Европе. Относительно же поставок в сентябре между предприятиями состоялась электронная переписка: Tolmets предложил поставлять LM каждый месяц по 20 тыс. тонн очищенного лома, который не дает в процессе переплавки дыма и прочих вредных выбросов, по соответствующей биржевой цене – 306 латов за тонну. Завод на это ответил, что он готов покупать ежемесячно всего 4 тыс. тонн лома по цене не выше 285 евро за тонну.
Между тем, по словам Вецбаштикса, к другим поставщикам почему-то не предъявляется требование поставлять качественный, очищенный лом, а цену им дают больше на целых 10 латов за тонну. Возможно, тут дело в том, что у LM по итогам первого полугодия долгов перед поставщиками набралось уже на 39,9 млн. латов, и перед ними он вынужденно идет на уступки – а Tolmets завод ничего не должен.
Представители SIA Tolmets рассказали и предысторию конфликта, уходящую корнями в ситуацию в Лиепайском порту. С июля месяца родственное предприятие Liepājas metalurgs – AS Liepājas osta LM наотрез отказалось перегружать металлолом SIA Tolmets и SIA Eisenberg Scrap Trading & Recycling, направляемый ими на экспорт. Дело в том, что с 2010 года LM в ожидании более выгодной цены на внешних рынках накопил на единственном пригодном для обслуживания экспорта причале около 50 тыс. тонн лома. Это создало проблемы другим экспортерам и искусственно повысило цену металлолома в Латвии с 245 до 320 евро за тонну. Чтобы Liepājas osta LM смогло увеличить грузоперевалку, Tolmets предлагал инвестиции в погрузочную технику, но ему отказали. Ни управление LSEZ, ни самоуправление не помогают в решении конфликта. Так что сейчас металлолом на экспорт отправляется из Риги и Клайпеды, а Лиепайский порт фактически оккупирован Liepājas osta LM.
Представители Liepājas metalurgs на суде заявили, будто просматривается связь между Кировом Липманом (он подал иск о возврате ранее переданных другому совладельцу LM Сергею Захарьину акций) и «вредительской» деятельностью SIA Tolmets, которая «стремится помешать» работе LM. В качестве аргумента в пользу своей версии LM выдвигает факт запроса из Управления по борьбе с организованной преступностью о том, с какими целями LM пытался создать на территории Латвии собственную сеть точек скупки черного металла.