Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевич ("Партия реформ") считает, что проходящий в настоящее время в России суд над участницами "панк-молебна" - ни что иное, как возврат к репрессивным традициям времен СССР.
"Суд над Pussy Riot свидетельствует о том, что Россия возвращается к худшим традициям времен СССР, для западных принципов это будет серьезной проверкой", - прокомментировал министр в своем микроблоге Twitter.
"В путинской клетке" — так подписала фотографию участниц панк-группы Pussy Riot одна из самых уважаемых и тиражных газет Германии Süddeutsche Zeitung. Газета, издающаяся в Мюнхене и выходящая тиражом в 300 тыс. экземпляров, поместила на первую полосу фотографию Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, которым грозит до семи лет лишения свободы. В первую очередь пресса обращает внимание читателей на политический контекст процесса.
Корреспонденту парижской Le Monde происходящее в зале Хамовнического суда в Москве напомнило процесс над Михаилом Ходорковским, который проходил там же: "Порой кажется, что это одна и та же постановка в духе театра абсурда".
Французская Libération обращает внимание на то, что вопреки первоначальному обещанию сделать процесс открытым, судьи неожиданно запретили фото и видеосъемку из зала суда во время выступлений свидетелей "по соображениям безопасности".
"Активистки Pussy Riot утверждают, что никого не хотели обидеть своим панк-молебном в храме Христа Спасителя. Однако Церковь, прокуратура и президент жаждут отмщения: молодые женщины должны оказаться за решеткой, возможно, на несколько лет", — пишет обозреватель немецкой Sueddeutsche Zeitung Франк Нингуйзен. Этот судебный процесс, отдающий Средневековьем, становится вехой в борьбе президента Путина с противниками его возвращения на высший пост в стране", — считает в свою очередь корреспондент лондонской The Times Хелен Уомак. "Если из-за Pussy Riot в обществе и возник раскол, то преимущественно потому, что его разжигают власти", — пишет The Times.
В 2003-м Путин, ни на кого особо не оглядываясь, показал всему миру, что может примерно наказать любого из олигархов, дабы другим неповадно было заноситься. Теперь же российский нацлидер, приводит британская газета The Guardian слова Петра Верзилова, мужа солистки Pussy Riot Надежды Толоконниковой, расширяет сферу применения своего метода: мол, могу образцово наказать кого угодно. Тем не менее, полагает Le Monde, российская власть оказалась в более сложном положении — она вынуждена будет считаться с той поддержкой, которую девушки из Pussy Riot получили от людей творчества за рубежом — от таких всемирно известных музыкантов как Стинг, Питер Гэбриэл, Марк Алмонд, группа Red Hot Chilly Peppers и др.
Еще одна важная деталь: в отличие от нефтяного магната Ходорковского, к девушкам из Pussy Riot в России относятся с состраданием, пишет The Times: лишь треть опрошенных считает тюремное заключение сроком от 2 до 7 лет оправданной мерой наказания.
Pussy Riot - политзаключенные
Amnesty International, напоминает также немецкая Sueddeutsche Zeitung, уже объявила процесс над Надеждой Толоконниковой, Марией Алехиной и Екатериной Самуцевич политически мотивированным, а самих девушек — политзаключенными. В первый день процесса девушки через своих адвокатов пытались донести до общественности, что никакой ненависти к Православной церкви они своей акцией не разжигали. Однако оправдательного приговора не будет, уверен обозреватель Франк Нингуйзен: "Редко когда обвиняемый может рассчитывать на оправдательный приговор в России после столь долгого пребывания в СИЗО", — пишет Нингуйзен, указывая на то, что участницы Pussy Riot находятся там около 5 месяцев и их содержание в следственном изоляторе продлено до января.
На всем протяжении истории человечества авторитарные лидеры отчаянно, часто жестоко оборонялись от насмешек и оскорблений, замечает The Guardian. Путин ополчился на участниц Pussy Riot, которые пытались подорвать его власть средствами искусства. "Из-за границы он выглядит смехотворно. В России судебный процесс над тремя молодыми женщинами, которых СМИ очерняют уже несколько месяцев, превратился в испытание для самого путинского режима, и Путин не может допустить, чтобы суд был проигран", — говорится в статье. Возможно, называть этот процесс критическим моментом для путинского режима было бы слишком смело, замечает газета. Но, по мнению издания, история с Pussy Riot обнажает слабые места правительства: "оппозиционное движение, пусть и не имеющее лидеров, еще труднее сдержать, чем удержать в руках мокрый брусок мыла". Если обвиняемые получат до 7 лет тюрьмы, это "отнюдь не станет показателем уверенного в себе российского государства, каким его объявляет Путин. Скорее речь в этом случае можно будет вести о реакции того самого оскорбленного мачизма, над которым и смеются Pussy Riot", пишет The Guardian.
Американская The Wall Street Journal отмечает, что русская православная церковь — "одна из основ властной структуры Владимира Путина". Преследование девушек из Pussy Riot, по мнению газеты, "стало вехой, обозначающей конец относительно либерального отношения Кремля к антиправительственным выступлениям, а также показывающей желание Владимира Путина укрепить свое могущество за счет консервативного и религиозного электората".
По мнению The New York Times, процесс Pussy Riot "высветил становящиеся всё более близкими отношения между правительством и возрождающейся Русской Православной Церковью, которая после развала СССР стала могущественной политической силой".
"Скандал" с Pussy Riot сильнее, чем тысяча протестов в Москве, подытоживает итальянская Corriere della Sera: "Совершенно очевидно, что Pussy Riot встревожили и напугали власть. Но относиться к ним как к опасным преступницам не кажется лучшим решением, принимая во внимание, что мы уже не во времена Брежнева и КГБ".
"Они не должны сидеть за решеткой. В противном случае, мы, вопреки нашей Конституции, живем не в демократическом государстве", — цитирует французская Libération одного из сочувствующих Pussy Riot россиян Виталия Заломова.
Тарарам для Путина
Pussy Riot хотели "устроить тарарам именно там, где Путин склоняет голову для благословения", — подчеркивает корреспондент журнала Der Spiegel Беньямин Биддер. "Церковь — один из важнейших союзников Кремля, поэтому Pussy Riot выбрали ее целью для атаки, которую они сами назвали панк-молебном". Еженедельник Focus также подчеркивает политический характер процесса: "Речь идет о власти и о церкви — а также о том, насколько политика и религия в России кремлевского лидера Путина связаны между собой", — констатирует издание.
С именем Владимира Путина связывают текущий процесс и другие немецкие издания. Так, региональная газета Westdeutsche Allgemeine Zeitung уверена — Pussy Riot стали символом оппозиции нынешнему президенту России. "Отправит ли Путин Машу в тюрьму?" — спрашивает себя комментатор WAZ и продолжает: "На кону стоит очень многое. Феминистская протестная группа Pussy Riot является символом сопротивления президенту Владимиру Путину".
"Почему Путин боится этих девочек?" — спрашивает в заголовке самая популярная газета Германии, бульварное издание Bild. Журналисты газеты делают акцент на раскол общественного мнения в России: "Эти три девочки раскололи Россию… Самой известной противницей Путина стала его собственная крестная дочь — симпатичная ведущая Ксения Собчак", — напоминают журналисты и продолжают: "тот, кто настроил против себя таких красивых женщин, действительно должен нервничать".
Суд или пытки?
Особо волнует немецкие СМИ то, в каких условиях содержатся обвиняемые музыканты. "Pussy Riot заявляют о пытках в следственном изоляторе. По словам адвокатов, обвиняемым не давали спать, они не получали еды", — пишет уважаемая консервативная газета Die Welt. "Психологическое давление на молодых женщин невероятно. У двоих из них есть маленькие дети, они не видели их уже долго. Мужу одной из задержанных не разрешали видеться с ней. В суд их приводят в наручниках", — объясняет комментатор первого канала немецкого телевидения ARD Das Erste Олаф Бок. "Церковь требует жесткого наказания участниц", — добавляет корреспондент. По мнению комментатора ARD Das Erste, процесс против Pussy Riot — это продолжение наступления на оппозицию в России: "После избрания Путина на президентский пост были осуществлены несколько ударов по оппозиции: был ужесточен закон о демонстрациях, ряд неправительственных организаций должны называть себя теперь иностранными агентами, в квартирах ведущих оппозиционеров были проведены обыски", — констатирует журналист.
"Для критиков власти не является совпадением то, что Pussy Riot судят в том же зале в клетке из плексигласа, где когда-то судили Ходорковского. Речь идет о новом показательном процессе, с помощью которого Путин хочет запугать своих критиков", — пишет еженедельник Focus.
Церковь и власть — на одной стороне?
Слияние церкви и власти — еще один аспект, важный для немецких журналистов. "Как во времена инквизиции", — озаглавила свою заметку франкфуртская либеральная газета Frankfurter Rundschau, полагающая, что процесс против участниц группы Pussy Riot нужен для того, "чтобы запугать граждан". "Ультраправославные верующие уже потребовали, чтобы художниц выслали из России", — добавляет Die Welt.
"Русская православная церковь и бюрократия не показывают ни малейшего сострадания: патриарх Кирилл назвал выступление Pussy Riot богохульством, которому нет оправданий. И российская юстиция до сих пор не выказала ни малейшего знака смягчения. Так, прокуратура использует термин "богохульство", хотя, согласно конституции, в светской России это не может быть составом преступления", — пишет наиболее уважаемая деловая газета страны Financial Times Deutschland.
Европейская солидарность с Pussy Riot
Наконец, многие издания знакомят читателя с поддержкой, которую оказывают Pussy Riot европейские музыканты. Так, гамбургская газета Hamburger Abendblatt подчеркивает, что многие западные певцы уже проявили солидарность с находящимися под судом участницами панк-группы: "Red Hot Chili Peppers, Faith No More, Franz Ferdinanz, Sting — множество знаменитых групп и музыкантов показывают солидарность с заключенными панк-рокершами. В берлине американская группа Anti-Flag и берлинские группы Radio Havanna и Smile And Burn проведут во вторник концерт в поддержку трех женщин, посаженных в тюрьму из-за протеста против президента Владимира Путина. По словам устроителей, билеты на концерт были раскуплены в течение трех дней"
Процесс против Pussy Riot вызвал жесткую критику и со стороны немецких политиков. "Этот процесс является политическим показательным процессом. Он демонстрирует рекордный уровень абсурда и попрания принципов правового государства", — заявила сопредседатель партии "зеленых" Клаудия Рот в Берлине.
Государственный департамент США признал дело Pussy Riot политически мотивированным
Госдепартамент США официально прокомментировал дело Pussy Riot. Как сообщает 1 августа "Коммерсантъ", представитель внешнеполитического ведомства США Патрик Вентрелл заявил журналистам, что в Вашингтоне "серьезно обеспокоены" ситуацией вокруг судебного преследования участниц панк-группы и считают возбужденное против них дело политически мотивированным.
30 июля Госдепартамент США опубликовал доклад о состоянии со свободой вероисповедания в мире за 2011 год. В документе, в частности, сказано, что РПЦ МП гораздо теснее других конфессий сотрудничает с властями и получает от них преференции.
31 июля представитель американского внешнеполитического ведомства Патрик Вентрелл впервые высказал точку зрения Госдепа по делу участниц феминистской панк-группы Pussy Riot, обвиняемых в хулиганстве за исполнение в храме Христа Спасителя песни "Богородица, Путина прогони". "США серьезно обеспокоены политически мотивированным преследованием российской оппозиции и давлением на тех, кто представляет иные точки зрения", — ответил господин Вентрелл на вопрос о ситуации вокруг Pussy Riot.
Юлия Латынина: "Сначала я смотрела на дело Pussy Riot как на недоразумение..."
Сначала я смотрела на дело Pussy Riot как на недоразумение. Сочинительницы плохих стихов вылезли на амвон в торговом центре "храм Христа Спасителя" и спели "Богородица, Путина прогони". Ну попиарились девочки. На пятнадцать суток.
Первые вопли "Не простим!" я тоже восприняла, пожав плечами. Подумалось, что у этих, вопящих, какой-то другой Бог. Это Христос проповедовал: "Прощайте, и прощены будете". А у Гундяева и Путина Бог особый. Он являет чудо превращения пыли в миллионы и торгует нефтью через "Гунвор".
Потом возник замечательный активист Якимов. Помните, тот, который бил защитницу Pussy Riot со словами, что Бог не прощает зло и утверждать противоположное — значит кощунствовать. (Страшно подумать, что бы православный активист Якимов сделал бы с тем либерастом и дерьмократом, который велел подставлять левую щеку, если ударят по правой.)
Потом началось. Адвокат потерпевшего по делу Pussy Riot, профессор Академии госслужбы при президенте РФ Михаил Кузнецов объясняет: акцию в торговом центре "храм Христа Спасителя" организовал ни больше ни меньше как сам Сатана.
Протоиерей Владимир Переслегин жжет в открытом письме Сергею Шаргунову: "Для верующего совершенное Pussy Riot — духовное преступление хуже убийства. В христианских государствах за богохульство казнили".
И знаете, что я подумала? Спасибо господам Якимову, Кузнецову, и Переслегину, что нам напомнили об истинном лице христианской церкви.
О том, что христианская церковь — тоталитарна.
О том, что христианская церковь — католическая ли, православная, протестантская ли, когда могла, пыталась контролировать души людей и делала это в масштабах, несравнимых даже со Сталиным. О том, что христианская церковь, когда могла, использовала светскую власть для расправы с неугодными, — или светская власть использовала ее для устройства собственных мерзковатых дел.
Чем отличается следователь Рамченков со своим 62-м правилом Трулльского собора от св. Филастрия Бриксийского, который в числе прочих ересей в 385 году сурово заклеймил и ту, которая допускает движение Земли?
Чем отличается патриарх Кирилл со своими часами, нанопылью и троюродной сестрой от Льва X Медичи, воскликнувшего: "Бог дал нам папство, так насладимся же им!"? Все равно г-ну Гундяеву, как ни старайся, не переплюнуть Александра Борджиа: времена не те.
Что, мы уже забыли про инквизицию? Про "Рубите всех, Бог узнает своих"? Слава богу, протоиерей Переслегин нам напомнил.
О да, это сейчас Рим извиняется за сожженного Бруно и признает свободу совести, — когда церковь ослабела. Как там сказал Атос? "А теперь, гадина, когда я у тебя вырвал зубы, кусайся, если можешь".
Главная техническая разница христианства с исламом заключается в том, что ислам до сих пор исходит из того, что каждое слово Корана — истина, а христианские священники после Вольтера, Дарвина и "Золотой ветви" все-таки предпочитают не настаивать на том, что Солнце ходит вокруг Земли, потому что как иначе Иисус Навин мог приказать ему остановиться?
Из всех институтов западного мира на наших глазах путинская Россия заимствует единственный, без которого мы вполне могли бы обойтись: святую инквизицию. Со всеми присущими инквизиции уверениями о том, что она наказывает грешника исключительно в целях спасения его души, и о том, что она лично кровь не проливает. Ну что ж, если верующие рассказывают мне, что говорить о всепрощении Бога — значит кощунствовать, что за богохульство надо казнить, и при этом совершенно искренне приравнивают слова "Богородица, Путина прогони" к преступлению против Бога (видимо, у них в сознании Путин как-то затесался четвертым членом христианской Троицы с правом совещательного голоса), то кто я такая, чтобы подвергать сомнению их картину мира?
Мне как-то казалось, что западный мир покончил со всем этим еще в XVIII веке. Во времена Вольтера и эпохи Просвещения. Как там говаривал Фридрих Великий? "Христианство выдумали фанатики, используют интриганы, а верят в него дураки".
Удивительным образом г-да Якимов, Переслегин и Кузнецов показали, что слова Фридриха Великого не устарели — для путинской России.