Завершено следствие в отношении девяти членов наркокартеля, больше десяти лет перевозившего кокаин из Эквадора в Россию на трансатлантических судах в контейнерах с бананами. Среди наркодельцов два гражданина Латвии. Группировка поразила полицейских своей организацией и спортивной подготовкой.
О существовании группировки полицейские узнали в 2002 году. К тому времени у наркокартеля уже была обширная сеть и налаженные каналы поставок. Способ доставки наркотика отрабатывался годами. В Эквадоре постоянно находился член группировки, он получал кокаин от местных торговцев и передавал его на борт трансатлантического судна в порту Гуаякиль, следовавшего в Санкт-Петербург. Между двумя портами регулярно курсирует 150 таких судов. Свертки с кокаином прятались в контейнерах с различными грузами, в том числе бананами. По прибытии в Санкт-Петербург «курьеры-съемщики» под видом работников порта выгружали наркотики, а затем увозили их (услуги «съемщиков», по данным следствия, стоили $5–10 тыс.).
В 2008 году наркоторговцы выдали себя во время очередной поставки – была изъята партия кокаина. Еще несколько раз товар удалось перехватить в 2009 и в 2010 годах. «Судно – длиной 100–150 м и высотой с шестиэтажный дом, – поясняет трудности перехвата заместитель начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС Владимир Чарыков. – Мы не можем проверить все контейнеры. Один раз мы получили оперативную информацию и проверили все 160 контейнеров, что были на судне. На это ушло шесть дней».
Всего удалось перехватить 170 кг кокаина, по факту каждого из трех изъятий были возбуждены уголовные дела.
Позже дела были объединены в одно. «Способ упаковки, вес брикетов с кокаином, их маркировка указывали, что товар принадлежит одной и той же группировке», – отметил Черыков. Кроме того, места на судне, где спрятан кокаин, преступники помечали различными смайликами и «рожицами», а их фотографии отправляли «съемщикам».
К моменту возбуждения дел угрозыск МВД уже три года прослушивал телефонные переговоры подозреваемых и внедрил в группировку своих сотрудников. В результате следователь, занимавшийся делом, получил 775 записей на 30 дисках с переговорами подозреваемых. У некоторых членов группировки было больше 50 мобильных телефонов. Преступники никогда не называли точных имен, дат и мест, а вели разговоры на отвлеченные темы на русском, испанском и армянском языках. «Полгода ушло на то, чтобы прослушать записи, занести все в протокол. К тому же все это происходило в присутствии понятых», – рассказывает следователь Андрей Мецгер.
7% всех денежных переводов, за год поступавших из России в Эквадора, принадлежали группировке, подсчитал Росфиномониторинг, который продолжает отслеживать незаконные финансовые потоки.
В 2009 году внедренные в группировку полицейские сообщили о еще одной готовящейся поставке. Украинец Руслан Шевченко, стюард с судна Baltic Melody, пронес на его борт 20 кг кокаина. Полицейские планировали проследить за товаром в Петербурге и взять с поличным контрабандистов. Не вышло. Когда судно было уже в море, выяснилось, что наркоторговцы изменили привычный способ передачи товара. В Петербург судно должно было прийти в зимнее время, а потому контрабандисты планировали сбросить товар на лед в Финском заливе. Но на Baltic Melody под видом лоцманов находились несколько сотрудников полиции – они договорились с капитаном и провели обыск. После разоблачения Шевченко согласился сотрудничать со следствием. Он сбросил на лед муляжи брикетов.
«Съемщики» девять часов шли по льду Финского залива по пояс в снегу, чтобы забрать кокаин, – и еще столько же обратно. Выбравшись на берег, они сели в машину и на несколько часов заснули, рассказывает представитель угрозыска МВД Сергей Тихоненко.
Следователи отследили дальнейший путь «кокаина». Первым был арестован один из предполагаемых организаторов канала поставки, находившийся в Эквадоре, – Александр Прасолов. А в Петербурге был задержан так называемый «хранитель» Артем Новаковский – в его квартире «съемщики» оставили контрабанду. При обыске у Новаковского были найдены четыре единицы огнестрельного оружия, три глушителя, несколько сотен пуль. Следующими в домике в Ленинградской области взяли двух «съемщиков». Они оказались гражданами Латвии.
«Съемщиков» брала группа СОБР. Они оказались очень спортивными, превзошли все наши ожидания», – отметил замначальника следственного департамента (СД) МВД России, генерал-майор юстиции Сергей Бородулин.
Еще один член группировки, гражданин Украины Валентин Войновский, был найден в 2010 году на территории Белоруссии, сейчас он уже экстрадирован в Россию. Лидера группировки Владимира Красавчикова, объявленного в международный розыск, удалось выследить в Нидерландах, он был арестован в январе 2012 года. В его квартире обнаружили больше 50 телефонов, паспорта Греции, Болгарии и России. В ближайшее время ожидается его экстрадиция.
Сейчас обвинения предъявлены девяти членам группировки. Вменить в вину фигурантам дела удалось только контрабанду 70 кг «чистейшего кокаина», его стоимость оценивается в $85 млн.
В Эквадоре один килограмм этого наркотика стоит $2 тыс., но в процессе трафика его цена возрастает в 500 раз. К моменту попадания в Россию стоимость одного килограмма оценивается в 50–60 тыс. евро (или $200 за один грамм). Наркоторговцы, получив кокаин, никогда не продают его в чистом виде: они разводят его с медикаментами и подсластителями. В итоге в дозе где-нибудь в Европе оказывается только 40% кокаина, а в России – 15%.
По словам Бородулина, из 70 кг чистого кокаина наркоторговцы могли получить 420 кг товара.
Основными производителями кокаина являются страны Латинской Америки: Перу, Колумбия, Боливия. Всего в Россию, по данным следственного департамента, ежегодно попадает от 3 до 5 т этого наркотика.