Становятся известны подробности судебного процесса над латвийским яхтсменом Янисом Зегелисом, который попался на многомиллионной контрабанде кокаина.
Шторм в Атлантическом океане, в который в июле 2011 года попала яхта Arturs, помешал осуществиться планам ее владельца Яниса Зегелиса. Ветер сломал мачту, и 21 июля мужчине пришлось сделать техническую остановку в порту Сент–Джорджа. Причаливать на Бермудах он не собирался и плаванье совершал в одиночку. А вот для ремонта ему потребовались опытные специалисты, но из–за государственного праздника ремонтные работы затянулись.
Представитель правоохранительных органов Латвии Синтия Вирсе подтвердила, что Зегелис находился в поле зрения латвийской полиции еще до своего задержания на Бермудах. По ее словам, груз кокаина, вероятно, он не планировал реализовывать в Латвии, поскольку спрос на этот наркотик здесь невелик.
«Подданный нашей страны работал как наркокурьер, и в данный момент нет информации о том, в какую страну планировалось доставить груз, если бы Зегелис достиг берегов Европы. В любом случае, груз кокаина предназначался для рынка какой-то большой страны», - указала Вирсе.
Тем временем суд Сент–Джорджа приступил к рассмотрению уголовного дела Яниса Зегелиса. Его обвиняют в хранении и провозе наркотиков, боеприпасов и оружия. Свою вину в контрабанде латвийский яхтсмен отрицает. В свою очередь, следователи утверждают, что изъятый на яхте Зегелиса кокаин представлял из себя продукт 81–процентной чистоты и был расфасован по пластмассовым мешкам.
Обвинение полагает, что оружие в столь рискованное путешествие Зегелис захватил не просто так, а чтобы защищать дорогостоящий груз в случае, если кто–то надумает его отобрать. "Мы можем только представить, что случилось бы, если бы преступники Бермуд узнали о такой партии наркотиков", — заявил прокурор Рори Филд. И хотя подсудимый свою вину отрицает, прокурор уверен, что доказательства четко подтверждают его причастность по всем шести пунктам обвинения.
В суде Янису Зегелису обеспечили перевод на латышский язык. Однако прокурор сообщил, что Зегелис хорошо говорит по–английски, а также знает русский и испанский языки.
В ходе судебного заседания была продемонстрирована видео-запись допроса Зегелиса в полицейском участке.
На этом допросе обвиняемый пояснил: пистолет он нелегально купил 3 года назад в Венесуэле. Зачем? Чтобы защищаться от пиратов.
В остальном запись оказалась не слишком информативной. На большинство вопросов Зегелис отвечал фразой: «Нет комментариев».
— Почему вы зашли на Бермундские острова и не задекларировали оружие и патроны?
— Нет комментариев.
— Кто вам приказал отправляться в Латвию?
— Нет комментариев.
И так далее. Зегелис лишь пояснил, что на своем пути из на Тринидада и Тобаго в Латвию он не намеревался нигде причаливать. Но ему пришлось сделать остановку на Бермудских островах, так как у яхты во время шторма сломалась мачта и возникил проблемы с двигателем.
За перевоз кокаина через Атлантический океан Зегелис должен был получить 2 миллиона долларов США (1,14 млн латов). Об этом суду рассказал полицейский Дэйвид Багван, который и арестовывал яхтсмена. После задержания Зегелесу было сообщено о его праве молчать, однако во время транспортировки он рассказал в полицейской машине, что ему за перевоз наркотиков из Тринидада и Тобаго в Европу обещали два миллиона.
Багван еще раз напомнил Зегелису о его праве молчать и что сказанное им может быть использовано против него, однако наркокурьер продолжал говорить.
По словам Зегелиса груз кокаина в его яхту был доставлен после выхода из территориальных вод Тринидада и Тобаго. Выйдя в море он позвонил поставщику наркотиков и сообщил ему свои координаты.
К его яхте подошел катер, с которого и перегрузили кокаин.
По мнению прокурора Рори Филда, Зегелиса можно назвать опытным яхтсменом. Правда, его яхта слишком мала для путешествия, но достаточна для такого трансатлантического рейса — с Карибских островов до Балтики.
Полицейские в сотрудничестве с работниками таможни решили проверить парусное судно уже тогда, когда оно готовилось к выходу в океан, — 1 августа. По сведениям портала Royalgazette.com, во время обыска на яхте Arturs было обнаружено: 165 килограммов кокаина, 9–мм полуавтоматический пистолет Beretta, а также 192 патрона. После этого Магистратский суд Бермудских островов в качестве меры пресечения для наркокурьера избрал содержание под стражей.
Cледователям Янис Зегелис рассказал, что по профессии он - второй помощник капитана на коммерческих судах. Во время допросов он также пояснил, что примерно шесть месяцев проживал в Сент–Луисе, а потом гостил в Доминиканской Республике, где живет его мать. А уже после этого он отправился в Тринидад и Тобаго. Яхту Arturs он приобрел около двух лет назад, и она является его собственностью. Однако в тусовке латвийских яхтсменов, где все энтузиасты отлично знают друг друга, о Янисе Зегелисе ничего не слышали.
Общество латвийских яхтсменов небольшое и энтузиасты знают друг друга, либо же слышали друг о друге. Как указал в разговоре с порталом TVNET командор Рижского городского клуба Янис Грислис, имя Зегелиса в кругах яхтсменов неизвестно. О его существовании они узнали из прессы.
Квалификацию яхтсмена в Латвии можно получить лишь сдав соответствующий экзамен. В архиве, который ведется с 1948 года имя Зегелиса не значится, равно как и в списке лиц, управляющих яхтами.
Заместитель главы Квалификационной комиссии подтвердил - чтобы выйти в море, лицензия яхтсмена не требуется, но в случае какого ЧП ее отсутствие может усилить виновность лица. Зегелису квалификационные документы (если у него таковые имеются) могло выдать другое государство или он их мог купить.