Евгений Осипов и посол России в Латвии Александр Вешняков.Скриншот с сайта odnoklassniki.ru.
Представители общества "Родной язык" и участники кампании за введение второго госязыка предоставляют прессе противоречивые данные о том, сколько стоило их мероприятие.
В последнее время все чаще звучат версии о том, откуда общество "Родной язык" получило деньги на рекламу. Правоохранительные органы уже заявили, что на кампанию были потрачены "огромные суммы". Возможно, средства могли быть получены через посольство России в Латвии.
Инициаторы референдума такие версии категорически опровергают.
Как отмечает газета Diena, официально в организации состоит только три человека — Владимир Линдерман, Евгений Осипов и Александр Гапоненко. Однако, по их словам, у "Родного языка" есть как минимум 200 активных сторонников, которые не хотят формально вступать в общество, опасаясь неприятностей. "Структуры безопасности разворачивают против нас психологический террор", — отмечает Гапоненко.
По словам Гапоненко, рекламная кампания обошлась "Родному языку" в 7000-8000 латов. В свою очередь Осипов говорит, что на рекламу ушло 5000-6000 латов. Бывший союзник активистов Эдуард Сватков отмечает, что уже первый этап кампании по сбору 10 000 нотариально подтвержденных подписей стоил 20 000 латов. При этом все опрошенные подчеркивают, что деньги поступали в виде небольших пожертвований от жителей Латвии, а иностранного финансирования не было.
"Родной язык" уверяет, что не платил за рекламные ролики на Первом Балтийском канале. На ПБК эту версию подтверждают. "Не заключались договоры ни с физическими, ни с юридическими лицами… В отношении этих видеоматериалов не было никаких платежей. Рекламные ролики являются социальным заявлением с элементами саморекламы телеканалов ООО Baltijas mediju alianse", — заявил пресс-секретарь ПБК Эджус Вейиньш.
Ранее в программе «De facto» (LTV) глава полиции безопасности Янис Рейникс заявил, что лидеры объединения «За родной язык» Владимир Линдерман и Евгений Осипов – всего лишь пешки, реальные кукловоды, вроде Александра Гапоненко, общественности известны меньше.
Гапоненко сформировал комитет, который поддерживал движение и у членов которого есть тесные связи с оппозицией, Центром согласия и ЗАПЧЕЛ. А сам Гапоненко – вообще сопредседатель Конгресса русских общин, поэтому и получил поддержку через общество «Родной язык» в городах, где проживает много русских.
Генерал Рейникс считает, что немалый вклад внесли и русские СМИ, например, Первый балтийский канал. «Если подсчитать израсходованные средства, то, как сказал один эксперт, это сотни тысяч латов», – сказал Рейникс.
«Они хотят придти к власти. Другой аспект – его нужно рассматривать как внешнюю политику России, касающуюся соотечественников. Это значит, то политика России в отношении соотечественников стала инструментом для реализации внешнеполитических интересов России», – считает Рейникс.
Конкретная помощь, по его мнению, оказывается через посольство, поэтому Полиция безопасности полагает, что деньги на референдум могли поступать оттуда.
К 31 марта "Родной язык" должен подать в Службу госдоходов отчеты о финансовой деятельности. После этого спецслужбы начнут проверку их достоверности.