Как известно, схемы рейдерства разрабатываются виртуозами юридического бизнеса. Похоже, что в Латвии подобную услугу предлагает адвокат Виестурс Заулс. На подобные размышления наводят самые резонансные дела последнего времени: захват лыжной трассы Sauleskalns, признание финансовой несостоятельности компании Palink, криминальный процесс над одной из самых богатых женщин Латвии Татьяной Каргиной из-за несущественного конфликта в фирме Imperius.
Во всех упомянутых делах присутствует схожий почерк: парализуется всякая коммерческая и производственная деятельность объекта атаки.
Вооруженный захват в интересах российских бизнесменов
В январе прошлого года клиенты адвоката Заулса захватили лыжную трассу Sauleskalns. Процитируем сообщение, размещенное в то время на сайте спортивного комплекса:
«…11 января перед открытием трассы в комплекс Sauleskalns явились вооруженные люди. Они, используя физическую силу против сотрудников, без всяких пояснений и документов заняли помещение проката инвентаря и кассы. Тут же была вызвана полиция Краславы. Однако полицейские, прибыв на место, зафиксировали факт и заявили сотрудникам: «Лучше отдайте им по-хорошему». Помещения так и не освободили. Далее полицейские затягивали дело, иногда старались не приезжать. В итоге был начат уголовный процесс, но активных действий нет.
{...} Мы выяснили, что все организовал адвокат Виестур Заулс и его партнер Юрий Рязанcкий. В организации нападения участвовал и чиновник Сподрис Качанс (директор Науенской музыкальной школы, ранее судимый за вымогательство). Исполнители нападения – охранная фирма VSV group, которая отказалась давать какие-либо пояснения. Мы думаем, что все связано с судом за землю Саулескалнса, который пока не окончен. По-видимому, у российских граждан Александра Элиасберга и Рамаза Захаряна свои методы, как психологическим террором добиться земли до судебного решения.»
Конец цитаты.
Виестур Заулс отверг данное обвинение. В интервью газете «Телеграф», в частности, он заявил, что его клиенты Александр Элиасберг и Рамаз Захарянс - люди очень интеллигентные, вопреки мнению, прозвучавшему в интернете, о «бандитском российском капитале».
Не станем утомлять перипетиями этого резонансного дела, но отметим: в данном конфликте Виестур Заулс не просто адвокат, но – управляющий спорным имуществом.
Palink: судья руководствовалась исключительно формальными признаками
В деле управляющего известными магазинами Iki и Cento - фирмы Palink – Виестур Заулс представляет интересы российского бизнесмена Сергея Гущина. И все опять вроде как законно.
Фабулу дела газете «Бизнес & Балтия» рассказала исполнительный директор Palink Даце Зундуре. Цитируем интервью.
«В середине прошлого года в газетах появились платные объявления адвоката Иво Чербакова о сборе претензий от кредиторов, недовольных фирмой Palink. Предлагалась возможность с помощью цессии скупить все долговые обязательства. Никто, кроме Landekss, не отозвался. Я думаю, что это было началом целенаправленной стратегии по дискредитации нашей компании: в том же объявлении говорилось, что причиной скупки является намерение некоей крупной российской сети выйти на латвийский рынок и приобрести Palink.
Но вместо российских инвесторов непонятно откуда возник неведомый гражданин РФ Сергей Гущин и за 5 тысяч латов купил у Landekss теоретический долг на 21 тысячу латов. Он состоит из накладных, которые выписаны фирмой Landekss, но без всякого подтверждения надзорной службы того, что работы действительно произведены. Отсутствует и приемо-сдаточный акт либо об их заказе, либо о приемке. Однако эти не слишком обоснованные документы вдруг стали основанием для решения судьи Курземского района о начале процесса неплатежеспособности.
— Но почему же было принято столь радикальное решение?
— С 2011 года против нас использовались различные методы воздействия. Появился неведомый профсоюз, который очень рьяно стал защищать интересы фирмы Lаndekss. Организовывались пикеты, целью которых было опорочить нашу репутацию. Мы не реагировали. Тогда была предпринята операция с цессией. Нам были продемонстрированы приемы коммерческого шантажа в чистом виде. В отношении Palink был использован один из формальных признаков закона «О неплатежеспособности», а именно статья 57, где говорится, что компанию можно признать неплатежеспособной в том случае, если она имеет долговые обязательства в размере свыше трех тысяч латов, срок оплаты которых уже истек. В результате возник прецедент: молодая судья Илзе Рамане, которая получила свой статус только 27 апреля 2011 года, приняла решение, руководствуясь исключительно формальными признаками».
Конец цитаты.
Дело получило широкий резонанс. Литовская компания подала официальную жалобу в Европейскую комиссию. По мнению предпринимателей, латвийский Закон о неплатежеспособности противоречит европейским директивам и Хартии основных прав. В заявлении указывается, что некачественное местное законодательство может привести к распродаже активов стабильного предприятия и потере инвестиций в 123 млн евро.
Компания готова идти до суда Европейского союза, что чревато финансовыми штрафами для Латвии.
Но адвокат Виестур Заулс убежден в своей правоте. Процитируем фрагмент из его интервью "Телеграфу".
«Начну вот с чего: с нелицеприятного мнения представителей Palink о каком-то «непонятном человеке из России». Последний якобы набросился на бедных миллионеров, а дальше — неопытность судьи все довершила...Во-первых, непонятно отношение моих коллег, представляющих Palink, к самому Сергею Гущину. Несколько раз подчеркивалось: что это «неизвестно кто из русского села». Ну что я могу сказать... Думаю, многие подтвердят, что реальная ситуация такова: те люди, что у нас строят из себя больших бизнесменов, на самом деле имеют экономические возможности в 1000 раз меньше, чем люди из российской глубинки. Да и не относится к делу то, откуда Сергей Гущин родом. Второе, с чем я не могу согласиться, — это то, что финансовая ситуация и надежность Palink неоспорима, и что ни суд, ни еще кто-то не имеет право в ней усомниться».
Конец цитаты.
На этот раз не все согласны с мнением адвоката Заулса. И.о. генпрокурора Арвид Калниньш подал в департамент гражданских дел сената Верховного суда протест против решения суда Курземского района Риги о неплатежеспособности Palink. А посольства Германии, Франции, Бельгии и Швейцарии cвязались с правительством Латвии и выразили обеспокоенность по поводу защиты иностранных инвестиций в Латвии.
Т. Каргина: «Мы с мамой стали жертвами рейдеров»
В уголовном деле против одной из самых богатых женщин Латвии Татьяны Каргиной и ее матери Эльвиры Инюшовой интересы противоборствующей стороны опять представляет все тот же Виестурс Заулс.
На минувшей неделе Татьяна Каргина и ее мать выступили с последним словом в суде, где им инкриминируют мошенничество в особо крупных размерах. Обе женщины настаивают на своей невиновности.
Эльвира Инюшова обратилась к суду лаконично, недвусмысленно обвиняя следствие в халатности:
«Уважаемый суд, я считаю, что предъявленные мне обвинения основываются на предположениях, искажая содержание документов, имеющихся в деле. Мы развивали ООО «Империус» как проект поселка с жилыми домами, гостиницей, магазинами, спорт-комплексом. Это был долгосрочный инвестиционный проект «Новая Юрмала», а не краткосрочная спекулятивная сделка.
В своих показаниях, данных мной на судебном следствии, я указала на фактические обстоятельства дела и вложения денежных средств, которые были сделаны мной и моей дочерью в развитие компании и земельного участка. Поэтому я считаю данный уголовный процесс несправедливым и циничным, а действия прокурора, следователей и Андрея Калейса – преступными.
За свой более чем 30-летний стаж на благо латвийского государства я показала себя честным и порядочным человеком. Для меня унизительна ситуация, в которой из-за преступной халатности прокурора и алчности и непорядочности Андрея Калейса оказалась я и моя дочь Татьяна Каргина.
В данный момент мое здоровье полностью подорвано и это результат преступного умысла, который реализовал Андрей Калейс в группе лиц».
Конец цитаты.
«Против нас работали рейдеры!», - считает Татьяна Каргина, чья судебная речь насыщена фактами. Из заключения ревизии, которое она представила суду, следует, что Андрей Калейс никогда не был владельцем или акционером фирмы Imperius, не имел права голоса и распоряжаться имуществом предприятия. Именно Татьяна Каргина оплатила основной капитал фирмы из своего кармана.
«Выдвинутые против нас с матерью обвинения абсурдны. Уголовное дело изначально было сфабриковано заинтересованной группой лиц с целью вымогательства», - говорит Татьяна Каргина.
Приговор по этому процессу будет объявлен в понедельник.
Мнение специалистов
Современные рейдерские захваты – тщательно спланированные операции, включающие в себя определенный набор технологий.
Это, во-первых, технологии взаимодействия с собственниками. Нередко жесткие методы силового, психологического давления, прямого и косвенного шантажа чередуются здесь с «мягкими» методами ведения переговоров, психологического манипулирования, управления поведением и восприятием, страхами, комплексами и мифами.
Во-вторых, технологии взаимодействия с органами власти (органами местного самоуправления, правоохранительными органами и др.) – в основе которого лежат коррупционные отношения.
В-третьих, это технологии работы с судами.
В-четвертых – технологии управления информационными потоками, взаимодействия со СМИ, формирования общественного мнения (необходимого в виде «объективного обоснования и оправдания» принятия коррумпированными чиновниками решений в пользу рейдеров), оперирования слухами.
В стране с несовершенным законодательством и коррумпированной властью стопроцентной защиты от рейдеров быть не может.
KOMPROMAT.LV будет следить за развитием событий.