Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

В Латвии надеются, что США не будут мешать героизации участника Холокоста Цукурса

Николай Урусов

  

(picture 2)
Герберт Цукурс был убит «Моссадом». Кадр документального фильма о ликвидации латышского нациста.

Хотя Герберт Цукурс был убит «Моссадом» за участие в расстрелах в Рижском еврейском гетто, однако в латышском народе о нем сохранилась добрая память: «Знаете, каким он парнем был».

Проблема возникла после того, как одна из структур Рижской думы получила письмо из Бразилии с просьбой перезахоронить прах Герберта Цукурса на родине:

«Сейчас он покоится рядом с останками тысяч бразильцев на одном из кладбищ», — пишет из Бразилии в письме Latvijas Avīze 20 апреля дочь Цукурса Антинеа-Долорес Цукурс-Рисото (Antinea Doloresa Cukurs-Risoto). Цукурс же был не только героем-летчиком, летавшим в 1930-е годы из Латвии в Африку и Японию на своем самолете, но и участником боев за независимость. Последнее делает его достойным перезахоронения в латышском пантеоне — на Братском кладбище Риги.

Ныне вопрос, похоронить ли неоднозначного деятеля Латвии на Братском кладбище, остается открыт: своего заключения еще не предоставили пара институций. Рижское агентство памятников, что при Рижской думе, ждет ответа из канцелярии президента ЛР (свое скорее негативное заключение дала, впрочем, комиссия историков при президенте ЛР), а также из Национальных вооруженных сил: ведь планируется перезахоронить Герберта Цукурса с воинскими почестями.

Директор Рижского агентства памятников Гунтис Гайлитис надеется, что иностранные посольства не будут вмешиваться, ведь мы — независимое государство, и у нас есть право на своих героев:

«Хотя за кулисами и говорят, что на ход политически деликатного дела могут повлиять сигналы из многих зарубежных посольств в Риге, Гайлитис уверен, что подобным слухам не место: «Это всё же наше внутреннее дело», — пишет Latvijas Avīze.

Как известно, команда «Моссада» убила Герберта Цукурса 23 февраля 1965 года в Монтевидео, в Уругвае, то есть в соседней с Бразилией страной, где он жил. Если в Латвии возмущаются, почему спецслужба убила Цукурса без приговора суда, то на это есть свой ответ, который стараются не слышать в Латвии: Бразилия отказывалась выдать Цукурса и Израилю, и Советскому Союзу.

Как писала «Вести сегодня» 18 апреля со ссылкой на участника комиссии историков при президенте ЛР и исследователя холокоста Маргерта Вестерманиса:

1) "Документально доказано то, что /.../ в июле 1941 года Цукурс добровольно вступил в карательный отряд команды Виктора Арайса, /.../ вспомогательный отряд полиции при нацистской службе безопасности (SD). 4 июля фашистская газета "Тевия" призвала латышских мужчин добровольно вступить в этот отряд. В тексте "объявления" было сказано, что задачей отряда является "очистить страну от нежелательных и вредных элементов". Ни для кого не было никакого секрета в том, что под нежелательными элементами подразумевались приверженцы советской власти и евреи, которых было предусмотрено полностью уничтожить".

2) "... приказ бригадефюрера СС Франца Вальтера Шталекера о команде вспомогательной полиции во главе с Арайсом гласил, что любой член этой команды обязан хотя бы один раз участвовать в карательной операции. Этот приказ относился ко всем, включая и тех, кто в какой–то момент исполнял обязанности шофера Арайса или руководил гаражом".

Свою щепотку соли прибавила в последней статье от 20 апреля и Latvijas Avīze, дав слово сыну Цукурса от первого брака, которого герой-летчик бросил вместе с матерью, когда тому было только два года.

Илгварс Цукурс, в отличие от потомков от второго брака, живущих в Бразилии, относится к идее перезахоронения негативно:

«Пока он летел в Гамбию, я стоял в очереди малоимущих за миской горохового супа». 87-летний Илгварс Цукурс воевал в латышском легионе СС, но он считает, что ему дали 10 лет лагерей в Сибири из-за отца и фамилии: «До того я 9 месяцев просидел в подвале углового дома на Стабу, где чекисты у меня спрашивали только одно, что я делал в «команде Арайса». Поплатилась даже жена Илгварса Цукурса, которая «8 лет разгружала доломит в Иерикском карьере», вероятно, ей трудно было найти работу получше. Илгварс Цукурс считает, что его отец был бы героем, если бы не бежал в Бразилию, но, как его отчим, ушел бы в партизаны, который и погиб в одном из боев с советскими силами через несколько лет после окончания войны. Герберта Цукурса, считает сын, перезахоронить можно было бы в Лиепае, где покоятся его отец и братья.

В статье Latvijas Avīze приводится также интересный аргумент, почему латвийская генеральная прокуратура с 1996 года никак не может вынести свой вердикт по делу Герберту Цукукрса. Оказывается, виновата Россия: в 2006 году якобы прокуроры написали запрос об ознакомлении с архивными документами КГБ ЛССР по Герберту Цукурсу, однако ответа из Москвы не получили.

Рекомендуем на данную тему:

Герберта Цукурса хотят похоронить около латвийской «кремлёвской стены»

США были шокированы симпатиями латышей к нацистам

Любовь легионера Waffen SS

Некоторые евреи жалеют денег на книги о Холокосте

2011-04-20 13:36:14