Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Анатомия одного развода (часть 2)

Григорий Зубарев

  

(picture 2)
Владислав Шафранский в эфире Первого Балтийского канала.

В первой части начавшейся публиковаться вчера истории развода бывшего теперь уже руководства вентспилсской городской организации социал-демократической партии «Сасканя» с самой партией, я рассказал об истоках волостного скандала. Сегодня – продолжение истории.

Не без некоторого удивления обнаружил гром резонанса, который обрушился и на портал, и на мою личную электронную почту. Давно уже не обращая внимания на то, что интернет – не более чем забор, на котором у анонимов воля вольная изощряться как душа пожелает, замечу следующее. Каждый раз, начиная консультировать клиентов, желающих проявить себя в политике, формулирую одно из правил успеха: хочешь победить оппонента – критикуй не его личные качества, а дела его. Слово против слова что-то значит лишь для тех, кому лениво или невероятно мозги напрягать, в общении же с прочими каждому утверждению необходимо документальное подтверждение. Именно такой подход является оселком для понимания, на кого рассчитывает глаголющий.

Но эта азбука, оказывается, сложна для некоторых героев моего повествования и их присных. Поэтому подчеркиваю: свои утверждения могу подтвердить документально, то же предлагаю и извергателям гадостей на мой счет – давайте, други, попробуем обойтись без бла-бла. Есть претензии – подтвердите чем-то иным, кроме истерик.

А теперь я продолжаю…

Начало конца

Владислав Шафранский своеобразно воспользовался этим шансом: стал сознательно тормозить работу правления, не посещал его заседания, не выполнял принятые правлением решения. Более того, он пытался «усовершенствовать» регламент работы правления, возжелав, чтобы при 7 членах правления большинством считались не 4, а 5. Кроме того, его не устраивало, что у большинства в правлении было право созывать заседания даже тогда, когда председатель это не делает. Решения, принятые большинством, объявлял недействительными. Дальше – больше: стоило правлению определить, что голосование депутатов от «ЦС» по вопросам, выносимым на заседания думы, должно предварительно обсуждаться на заседании правления вентспилсской ячейки с учетом интересов, как партии, так и проголосовавших за «ЦС» избирателей», как Шафранский по образцу Мирвиса и Гарбузовой счел и для себя неприемлемым признать приоритет партии по отношению к действиям депутатов.

Владиславу Шафранскому было, над чем поломать голову. Фото из газеты «Причал».

В этих условиях вся тяжесть организации партийной работы легла на Алину Ругине, заместителя Шафранского, получившей на выборах временного правления столько же голосов, как и Шафранский. И пока она вместе с большинством правления прилагала усилия к выполнению рекомендаций руководства партии по наведению порядка во внутрипартийной жизни вентспилсской парторганизации, обеспечению приоритета интересов партии над личными интересами Шафранского, Гарбузовой и Мирвиса, эта троица свою активность направили на подготовку возврата себе личной власти в ячейке.

Способ – простейший: не умением, так числом. А поскольку было известно, что в мае 2010 г., в преддверии избирательной кампании в 10-й Сейм на смену временному правлению придет вновь избранное постоянное, Владиславом Шафранским был объявлен владиславский набор в партию. Рекрутировались, в основном, молодые люди, либо находящиеся под влиянием Шафранского, либо прямо или косвенно зависящие от него, например, как подчиненные по работе или родственники подчиненных. И на общем собрании 26 мая они быстренько были приняты в партию, явив тем самым арифметическое большинство в организации.

Проведя в различных странах не один десяток предвыборных и избирательных кампаний, на партийных собраниях я повидал всякого, но от «опыта» Вентспилса обалдел. И не потому, что депутаты Гарбузова и Мирвис костерили Алину Ругине на чем счет стоит. И не оттого, что вытащенные на свет божий более чем преклонных лет ветеран латышской социал-демократии так долго рассказывал о славном пройденном пути, что у собравшихся после рабочего дня в течение получасовой лекции носителя традиций латвийской социал-демократии было лишь одно желание – поскорее бы все это закончилось. Все эти фокусы давно изобретены и не удивляют. Но вот, с чем я в своей достаточно богатой практике досель не встречался…

… поначалу задался вопросом, с чего бы это после того, как регистрация показала наличие кворума, Шафранский затягивает начало собрания на 15 минут, а затем на полчаса. Но открылась дверь из соседнего зала, и все стало на свои места, когда мелкой рысью оттуда к лидеру вентспилсского «Сасканя» подлетел Айвис Ландманис, функционер правительственной партии «Яунайс лайкс», который, как оказалось, задержался на собрании своих однопартийцев.

Малость об Айвисе. Депутат предыдущего созыва Вентспилсской думы, работал на Олафа Беркиса, личность известную не только в городе, некоторое время пытавшуюся в связке со Степановым потягаться с Лембергсом. Не берусь оценивать депутатскую деятельность г-на Ландманиса, но Беркис от его услуг отказался. Оставшись и без корпоративной, и без депутатской зарплат, Ландманис пометался-пометался в поисках нового хозяина и оказался на весьма хлебной должности руководителя проектов а/о «VTO» («Вентспилсский торговый порт»). Поскольку его кабинет находился рядом с редакцией «Причала», а сам Айвис имел обыкновение стрелять сигареты, то во время совместных перекуров он обсуждал свои проекты. Среди них - необходимость скорейшего начала работы по замене в следующей думе Шафранского, Гарбузову и Мирвиса на новых лиц, не идущих на поводу у Лембергса.

К работе же предприятия, платившему ему зарплату, о которой профессиональные управленцы-трудяги могли только мечтать, то, чем занимался Ландманис, НЕ ИМЕЛО НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ. Несколько дней в неделю по несколько часов он занимался лишь тем, что готовил бумаги для Шафранского-Гарбузовой-Мирвиса к заседаниям думы, да писал от их имени многочисленные пресс-релизы. Шафранский же публично представлял Ландманиса как «помощника депутата Вентспилсской думы Владислава Шафранского», а то, что закон предусматривает наличие помощников лишь у депутатов Сейма, стало быть, хуже для закона. При этом Ландманис оставался активистом вентспилсской ячейки «Яунайс лайкс». А это объединение было и есть, на минуточку, политическим противником «ЦС».

Так вот, на общем собрании партии «Сасканя» в Вентспилсе, откуда ни возьмись, появляется местный функционер «Яунайс лайкс». Более того, Шафранский запускает его с речью после того, как сам он, Мирвис и Гарбузова на чем свет стоит кляли временное правление, работу которого сами же и торпедировали. И Ландманис обрушивает на собравшихся все свое красноречие – сапоги всмятку. Если его вдохновенную речь свести к одной фразе, то это была мантра: в постоянном правлении должны быть Шафранский, Мирвис и Гарбузова.

С чем бы это сравнить? Представьте: на заседание парламентской фракции «Сасканя» Янис Урбанович приглашает Солвиту Аболиню, и та начинает агитировать за то, чтобы фракцию возглавил сам Урбанович, а его заместителями стали Валерий Агешин и Артур Рубикс. Это называется шизофренией? Отнюдь. Это - «партийная работа» Шафранского, Мирвиса и Гарбузовой. Про владиславский набор в партию не забыли? Так и было организовано большинство, проголосовавшее на собрании «Саскани» за предложение «Яунайс лайкс». Но даже такое беспрецедентное давление не дало ожидаемого его инициаторами результата. Хоть из руководства ячейки были выдавлены Харийс Барс, Наталья Бардовская и Дайнис Трейманис, высокий авторитет Алины Ругине оказался непререкаемым – она избрана в постоянное правление. А Мирвис даже и здесь не набрал достаточного количества голосов.

Утешительным же призом для Шафранского было продавливание в состав правления досель ничем себя не зарекомендовавшего, но заглядывающего Владиславу в рот Э.Индриксонса, и появившегося из Риги А. Байбекова. Байбеков не скрывал, что его шансы баллотироваться в 10-й Сейм от Риги более чем скромные, а от Вентспилса – куда как круче. Байбеков обещал Шафранскому сделать для него сайт www.saskana-ventspils.lv, Шафранский – включить Байбекова в списки кандидатов в депутаты 10-го Сейма от «Саскани».

Метет старая новая метла

Первое, что сделало новое постоянное правление Шафранского, отменило все принятые решения временного правления, которые хоть каким-то образом подчиняло деятельность депутатов Вентспилсской думы от «Саскани» интересам партии и избирателей. И лишь две промашки допустил Владислав. Первая: остался в силе алгоритм формирования списка кандидатов в депутаты. Он предполагал три метода – самовыдвижение, рекомендация правления ячейки и решение правления партии. Вторая: решением предыдущего правления предвыборным штабом партии в Вентспилсе определялось само правление, а не входящие в него привлекались к работе в качестве волонтеров. Почему промашки – об этом ниже. Замечу лишь, что 5 мая было последним днем, когда региональные отделения «Саскани» должны были представить списки своих кандидатов в депутаты. От Вентспилса это были исключительно самовыдвиженцы – Шафранский, Гарбузова, Мирвис, Байбеков, Трейманис и Ругине. Впоследствии Трейманис свою кандидатуру снял. Также отказался выставлять свою кандидатуру член правления вентспилсской ячейки учитель Олег Михайлов.

Из оставшихся кандидатур правление политобъединения «ЦС» включило в список лишь Алину Ругине. Почему туда не вошли Шафранский, Гарбузова и Мирвис? Об этом говорили и Урбанович, и Агешин. Вернитесь к тем обязательствам, которые городские депутаты от «Саскани» перед выборами в самоуправления приняли на себя перед избирателями Вентспилса и ответьте на вопрос, на сколько процентов эти обещания выполнены? Ответ очевиден – ноль целых, ноль десятых. А коли так, то и решение руководства политобъединения очевидно: ребята, для начала хотя бы палец о палец ударьте, а потом уж и о Сейме можно мечтать. Байбеков не попал в список кандидатов по другой причине: если ты так печешься о Вентспилсе, то чего ж в городской организации появился лишь перед выборами; сделай хоть что-то для вентспилсчан, а потом поговорим.

Одновременно в полном соответствии с принятым алгоритмом правление партии включило в предвыборный список своих выдвиженцев. Как в него попал миллионер Мартиньш Лаува, ничего конкретного сказать не могу, но перед выборами он пожертвовал партии двумя траншами 18000 латов.

Также правление политобъединения «ЦС» включило в список кандидатов от Вентспилса предпринимателя средней руки Леонарда Чаманиса. Именно против него, наряду с Алиной Ругине, Шафранский & Co развернут дикую травлю, делая круглые глаза: с чего бы это Шафранского, Мирвиса и Гарбузовой «ЦС» в списки не включило, а Чаманис там есть.

Простите за грубость, но эти круглые глаза адресовались круглым… как бы это поделикатнее … непрофессионалам в политической аналитике. Боевой троице вентспилсских «сасканистов» на пальцах было объяснено: если вы себя позиционируете, как борцы с режимом Лембергса, то Чаманис, хоть и не являющийся членом «Сасканя», ваш союзник. Именно он, когда-то стоявший у истоков создания партии Лембергса «Вентспилсу и Латвии», бывший одним из ее руководителей, со временем понял пагубность вождизма Айвара Робертовича. Именно Чаманис не побоялся не только публично заявить о своем несогласии с авторитарными методами Лембергса, направленными на внедрение в общественное сознание культа вентспилсского градоначальника, но и дал добро на публикацию своего заявления, в котором четко сформулировал, куда партию, Вентспилс и Латвию ведет Солнцеподобный и Небесномудрый.

Леонард Чаманис – боец, опасный для депутатов… от оппозиции. Фото из газеты «Причал».

Кроме того, – никуда не деться - как бы у нас не кричали партийные вожди, что нет в Латвии двухобщинного общества, избиратели различных этносов в первую очередь прислушиваются к своим. А с учетом того, что оппонентов у Лембергса среди латышей в Вентспилсе куда как больше, чем мэру хотелось бы, именно они могли стать электоральной поддержкой Чаманису, соответственно и «ЦС». Так что решение правления «ЦС» о включении Чаманиса в предвыборный список политически вполне разумно. И логичным было бы, чтобы, понимая это, депутаты Вентспилсской думы от «ЦС» использовали возможности Чаманиса на пользу партии. Но фокус в том, что польза партии в целом и польза Шафранскому, Гарбузовой и Мирвису – далеко не одно и то же.

Предвыборные «страдания»

… а пока прошел май, пролетел июнь, покатился к середине июль. И если вы думаете, что Владислав и его команда хоть палец о палец ударили, чтобы начать подготовку к выборам в 10-й Сейм, то добросовестно заблуждаетесь. Но это бездействие беспокоило руководство партии. На этот раз не были приняты на веру уверения Шафранского, что он и сам со всем справится. И 13 июля член плавления партии «Сасканя», руководитель Курземского регионального штаба Валерий Агешин направил Шафранскому и его заместителю Индриксонсу письмо, в котором высказывалась озабоченность бездеятельностью вентспилсчан перед выборами. В этом письме Агешин сформулировал 15 позиций предвыборной работы, по которым просил в 2-недельный срок представить план-график проведения кампании, обратил внимание на недопущение самоустранения от участия в ней членов правления ячейки и депутатов Вентспилсской думы, напомнил о персональной ответственности Шафранского и Индриксонса за ход подготовки и проведение предвыборной кампании.

Что в таком случае должно было бы по идее сделать правление вентспилсской ячейки? Правильно, за полмесяца разработать требуемый региональным штабом план-график и развеять сомнения руководителя штаба относительно отсутствия в первичной организации предвыборной активности. Но это по идее. А на самом деле члены правления ячейки Шафранский, Индриксонс, Гарбузова, Михайлов, Дорофеев, Байбеков, а также Мирвис уже через два дня на 15 вопросов Агешина ответили 15 своими вопросами. Фактически же вопрос был один: а как все это делать? При этом не забыли попросить денег, а заодно поудивлялись, с чего бы это Шафранский, Мирвис и Гарбузова не включены в региональный штаб, забыв, что осталось в силе решение вентспилсского правления «Сасканя», согласно которому само правление является местным предвыборным штабом. Но не забыли повозмущаться отсутствием в предвыборном списке кандидатов в 10-й Сейм тех же Шафранского, Мирвиса, Гарбузовой, а заодно и скоропостижно явленного Вентспилсу Байбекова. Заметим, что про аналогично явленного миллионера Лауву – ни слова.

Реакция Агешина была для него привычно спокойной. 18 июля он подробно расписал, что надо делать по 15 направлениям предвыборной работы, вновь объяснил, что руководство партии считает приоритетным для депутатов от «ЦС» в Вентспилсской думе выполнять данные избирателям обещания перед муниципальными выборами, и лишь после этого стремиться в высший законодательный орган страны.

Реакция на это письмо Агешина была привычно истеричной. Гарбузова, пролетевшая мимо предвыборного списка, послав куда подальше свои предвыборные клятвы вентспилсчанам и сбор от них же денег, разослала электронные письма, адресовав их и Агешину, и членам правления, и активистам партии. Не будем пересказывать личные оскорбления, которые депутат от «ЦС» в городской думе обрушивает на заместителя председателя фракции «ЦС» в Сейме, но обратим внимание на одно утверждение «принципиальной» Елены: «Как составлялся список тоже теперь стало известно - включили всех - кто привез в Ригу конверт с суммой на выборы...» (орфография автора сохранена).

Пикантность ситуации заключается в том, что среди адресатов письма Гарбузовой были лишь два человека, включенных в предвыборный список: Алина Ругине и сам Валерий Агешин. Поскольку Агешин является членом правления «ЦС», утверждавшего список кандидатов, мало вероятно, что он из Лиепаи привозил в Ригу сам себе «конверт с суммой на выборы». Стало быть, подачу Гарбузовой надо понимать так, что член правления вентспилсской организации «Сасканя» Ругине дала «конверт с суммой на выборы» если не Агешину, то кому-то из руководства «ЦС». Другими словами, кандидат от Вентспилса – взяткодатель, а руководители политобъединения «ЦС» - взяткополучатели. Интересно девки пляшут…

Эти пляски Шафранский мог прекратить в один момент, получив заявление Ругине рассмотреть клевету Гарбузовой на заседании правления ячейки, тем более что Алина предложила Елене в том же интернете отозвать свое утверждение о взятках. Но Владислав отказался даже принять заявление Алины, а прочие члены правления как в рот воды набрали. Нет, не все. Шафранский, Мирвис и Индриксонс грудью встали на сторону Гарбузовой. Столкнувшись с тем, что руководство вентспилсской организации «Сасканя» фактически поддерживает дискредитацию партии и явную клевету на ее кандидатов в депутаты 10-го Сейма, Ругине и Агешин обратились за судебной защитой от Гарбузовой своих чести и достоинства (судебное следствие еще продолжается).

х х х

В следующей части «Анатомии одного развода» я расскажу, как перед выборами 10-го Сейма правление ячейки «Сасканя» в Вентспилсе топило предвыборную кампанию партии «Сасканя», и чем это закончилось.

Рекомендуем на данную тему:

АНАТОМИЯ ОДНОГО РАЗВОДА (опыт политического исследования)

2011-04-08 12:53:14