Еще в 2002 году полицейские Алвис Липницкис, Юрис Вингрис, Ринголдс Мелькис и Юрис Страуме убили цыгана ломиком — однако их коллеги так оформили вещдоки, что судьи полицейских оправдали.
«Суд, поясняя свое решение, указал, что в деле было допущено чрезвычайно много процессуальных нарушений, в том числе неправильное оформление вещественных доказательств, протоколов и других документов», — писала пресса в июне 2003 года о решении суда Латгальского предместья Риги, хотя прокурор требовала для всех четверых по десять лет.
Сейчас дело за Рижским окружным судом.
История заключалась в том, что полицейские Латгальского предместья города Риги мстили за поруганную честь сестры одного из своих товарищей, Даце Вингре, которую изнасиловал Валерий Чубревич.
Уже когда они его убили и началось следствие, вдруг выяснилось, что в теле Даце Вингре сперма была, но не покойного Чубревича.
К тому же, сама Даце Вингре, как минимум, водила знакомства с девушками из интим-сервиса, и подавала в газеты объявления следующего содержания: «Богиня любви с очень эротическими особенностями завоюет старого богатого господина».
Полицейские возили Валерия Чубревича в своей машине по городу и избивали, а в лесу начали бить не только руками и ногами, но и попавшимся под руку ломиком. Привезя его к себе в полицейский участок и констатировав, что он без сознания, они кинули его тело в туалет к раковине. Впоследствии обнаружилось, что там он и умер.
Его товарища Яниса Ведзе полицейские не убили, а просто избили.
Сегодня Рижский окружной суд по апелляции потерпевшей стороны начал рассмотрение старого дела, события которого датируются еще от 26 июля 2002 года. Напомним, все четверо полицейских судом первой инстанции были оправданы.
Вот как писала LETA об этой истории в 2003 году, когда дело рассматривалось в суде Латгальского предместья Риги:
«Согласно обвинительному заключению, полицейские Липницкис, Вингрис, Страуме и Мелькис 26 июля прошлого года сообщили исполняющему обязанности начальника своего отделения полиции, что хотят участвовать в раскрытии изнасилования, указав, что потерпевшей является их знакомая. Заявление об изнасиловании написала сестра Вингриса.
Полицейские отправились в дом на ул. Лубанас 61, где в это время находились хозяин дома Ведзе и его гость Чубревич. Работники полиции без разрешения вошли в дом, вывели из дома с применением силы обоих мужчин и посадили в легковую машину. Задержанные были доставлены в 23-е отделение полиции Риги. Там Ведзе, потерявший от одного из ударов сознание, был помещен в камеру для задержанных.
Чубревича полицейские отвезли в район станции Румбула, где жестоко избили. Затем они повезли Чубревича обратно в отделение полиции, но он по дороге от полученных травм скончался. Эксперты обнаружили у Чубревича множественные тяжкие телесные повреждения головы и тела, а также кровоизлияние в мозг. По заключению экспертизы, причиной смерти потерпевшего послужили полученные при избиении травмы.
Липницкису, Вингрису, Мелькису и Страуме были предъявлены обвинения по ч.3 ст.125 Уголовного закона - в преднамеренном причинении тяжких телесных повреждений, повлекших за собой смерть потерпевшего, и по ч.2 ст.317 - в умышленных действиях государственного должностного лица, которые очевидно превышают пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, если эти действия повлекли за собой тяжкие последствия или были насильственными.
Уголовное дело об изнасиловании из-за отсутствия состава преступления было закрыто, а во время расследования дисциплинарного дела было установлено, что полицейские не имели права задерживать потерпевших. К полицейским было применено дисциплинарное наказание — увольнение с работы в органах внутренних дел».
Газета «Час» об этой истории писала так из зала суда Латгальского предместья:
«Участники процесса и пресса с нетерпением ожидали выступления Даце Вингре. Она ключевая свидетельница: ведь все началось из-за нее. И уж она-то точно знает, что произошло.
- Я случайно познакомилась с Чубревичем на улице 23 июля, - рассказала вчера Даце. - А через некоторое время, 26 июля 2002 года, случайно снова с ним встретилась. Он предложил мне пойти сыграть в бильярд. Я согласилась. Я ему поверила. Я верю людям, а он меня обманул.
Мы пошли в один клуб, но там не было бильярда. Мы пошли в другой, но там его тоже не было. Мы пошли в третий, но там тоже не было бильярда. Тогда Чубревич сказал мне, что знает, где есть бильярд. И отвез меня на Лубанас, в квартиру к Ведзе. Я последовала за ним без всякого намерения вступать в сексуальную связь... В квартире бильярда тоже не было. Там был Ведзе. Они с Чубревичем начали употреблять алкоголь в очень больших количествах.
Судья Волберга на этом месте поинтересовалась:
- А вы сами пили?
- Очень немного. Они принуждали пить. Ведзе сказал, что в гостях у цыгана по традиции обязательно нужно выпить. И вступить с хозяином в интимные отношения. ( Дружный смех цыганской публики.)
- И что было дальше?
- Потом пришли двое мужчин и две женщины. Одну из них я знаю, ее зовут Оксана. Кто-то вынул из кармана пакет с белым порошком, и они все вместе пошли на кухню его употреблять. Потом они начали ссориться, и в доме вообще была такая обстановка, что я захотела покинуть его. Потом гости уехали, и я сказала Чубревичу, что хочу уйти. Он начал меня домогаться. От этого порошка и от выпитого был уже очень возбужденный, он сказал, что будет меня бить по лицу, если я ему не отдамся. И он меня изнасиловал...
Даце начала плакать, но продолжила:
- Утром Чубревич отвез меня домой. Я позвонила брату. Я чувствовала себя такой униженной, я хотела, чтобы он мне помог. Он очень распереживался. Он сказал, чтобы я подала заявление об изнасиловании. Я пошла и подала заявление.
Тут Даце прервала прокурор:
- Скажите, а почему вы перед подачей заявления весь день звонили Чубревичу на мобильник?
- Я хотела узнать, где он находится, - смутившись, объяснила свидетельница. - Чтобы его потом было можно задержать...
Обвинение отнеслось к такому объяснению с явным недоверием. Но под конец заседания свидетельнице пришлось еще тяжелее. В ходе допроса между Даце и адвокатом жены Чубревича Юрисом Мочульскисом-младшим, в частности, произошел следующий диалог:
- Вы говорили, что знали одну из этих девушек, которые были у Ведзе...
- Да.
- А вы знали, что они работают в интим-сервисе?
- Нет.
- Вы говорите, что не собирались вступать с Чубревичем в сексуальные отношения?
- Не собиралась.
- А вы не подавали в «Диену» объявлений?
- Каких? Не помню...
- К примеру, такого объявления, - тут адвокат Мочульскис обратил внимание суда на объявление из «Диены» - о том, что «богиня любви с очень эротическими особенностями завоюет старого богатого господина»?