Сегодня, 10 февраля, В Латгальском окружном суде в Резекне начался процесс над Александром Лерманом и Павлом Коледой, двумя обвиняемыми в убийстве 11 декабря 2009 года даугавпилсского предпринимателя Александра Тараненко. Из-за отсутствия большинства свидетелей по этому сложному делу судья Юрий Васильковский решил перенести дальнейшее рассмотрение на 25 марта.
Суд допросил лишь ту часть свидетелей, которая смогла найти время и возможность для исполнения гражданского долга. Среди них были друзья, знакомые, коллеги и деловые партнеры как подсудимых, так и самого убитого, чьи жизненные и карьерные тропы пересеклись задолго до громкого преступления.
Защиту подсудимым обеспечивают видные адвокаты: Александр Огурцов и Виталий Платпирc.
Из Даугавгривской тюрьмы Лерман и Коледа были доставлены в зал суда, где с невозмутимым спокойствием следили за выступлениями других участников процесса, которого пришлось ждать более полугода. Впрочем, «персонажей» из следственного многотомника было в это утро не много, и сразу после обеда, когда судебное заседание окончилось, подсудимым пришлось вернуться в тоску тюремного заточения.
Показания свидетелей подтвердили, что Лермана и Тараненко связывали деловые отношения. Насколько прочными и чистыми они были, суд и должен в конце концов установить. Но во всяком случае до определенного момента и обвиняемый в убийстве, и жертва являли собой пример типичных предпринимателей Даугавпилса. И как типичные бизнесмены «жирного» десятилетия они и нашли друг друга. Это случилось за год-полтора до трагического события на хуторе в Медумской волости.
Как известно, бизнес-интересы Владимира Лермана лежали в области охраны и финансов. Часть свидетелей была связана с подсудимым через общее детище — команию «Супра Инвест», основанную в 2006-2007 годах и зарегистрированную на панамских оффшорах. Сотрудничество этой компании и Лермана началось раньше, а в конце мая 2009 года цессионный договор с ней заключил Тараненко, в то время озабоченный взысканием долгов с предприятия «Елгавфарм». Так на бумаге началось партнерство Тараненко и Лермана.
Только, возможно, с этими бумагами как раз и проблема. Со слов свидетелей, договор между «Супрой Инвест» и Тараненко со стороны компании подписывался лицом, имеющим право подписи и печати, но формально не входившим в число участников предприятия. Как было сказано в ходе допроса, в момент подписания Тараненко спешил, а документы показались доверенному лицу странными. Подсудимый Лерман задал свидетелю вопрос: видел ли он эти бумаги позже? Ответ был отрицательным.
По всей видимости данный договор послужил толчком для развития разногласий партнеров. Но могли ли они привести к разрешению противоречий таким путем?
Во второй половине 2009 года материальное положение обоих предпринимателей пошатнулось. Оба были в солидных долгах. Тараненко не имел возможности даже оплачивать коммунальные платежи, поскольку его рассчетные карты были заблокированы, а счета внесены в «черный список» банков Латвии. Лерману приходилось брать в долг наличными «небольшие» суммы, чтобы жить. В материалах следствия фигурирует одна из таких цифр — 5000 латов. Короче, кризис наступил.
Где-то в конце сентября, начале октября 2009 года на хуторе, где затем произошел финальный расчет с Тараненко, поселился Павел Коледа — второй обвиняемый, 13 лет находившийся в розыске и по крайней мере в последнее время живший вообще без документов.
Обвинение полагает, что Лерман привлек Коледу к совершению убийства в декабре 2009 года, а самого Тараненко выманил из города на тот самый хутор. О том, что он мог сделать это, косвенно свидетельствует зафиксированное оператором мобильной связи время переговоров между фигурантами.
Так или иначе, 11 декабря Александр Тараненко арендовал черный «Туарег», уехал предположительно в сторону Риги и пропал без вести. Как оказалось, навсегда. Вскоре после этого Владимир Лерман нашел средства на погашение части текущих долгов.
У суда будет много, очень много работы.