Директор Службы поддержки деревни Анна Витола-Хелвига (Anna Vītola-Helviga). Кадр телепередачи Nekā Personīga (TV3).
Европейский Союз так щедр на подачки латвийским предпринимателям, что не разворовывать европейские деньги практически невозможно, признают контрольные институции Латвии.
Глава главной контрольной институции — Службы поддержки деревни (Lauku atbalsta dienests) — признает, что не разворовывать европейские деньги практически невозможно:
- В год мы распределяем около 300 миллионов латов (600 миллионов долларов) европейских денег на более чем 16 тысяч
поданных нам проектов, — говорит директор Службы Анна Витола-Хелвига (Anna Vītola-Helviga) телепередаче Nekā Personīga (Ничего личного).
— Даже при нашем желании, мы не можем проверить правильность расходования таких огромных средств.
В этом году Службой будет присуждено 319 миллионов латов, полученных из Европы. Для сравнения, это даже больше, чем премьер-министр Домбровскис вынужден был искать (280 млн. латов), чтобы более-менее залатать госбюджет Латвии и выйти на уровень 5,6 – 6 % дефицита с прошлогоднего более чем 10 % дефицита.
Но про пути европейских денег в Латвии, выделяемых для поддержки бизнесменов в сельских регионах. В прошлом году Европой под различные проекты присуждено было 347 миллионов латов. Кое-что уже делается для борьбы с воровством:
— Один миллион латов неправильно расходованных средств мы потребовали отдать обратно, — рассказывает директор Службы Анна Витола-Хелвига телепередаче Nekā Personīga, — и почти 800 тысяч Ls нам уже вернули. Мы также подали документы в экономическую полицию для открытия уголовного преследования и взыскания денег с фирм SIA NIL INDUSTRY и SIA IVOLGA.
По версии Службы, обе фирмы поживились на сумму свыше миллиона латов, первая — на 243 513 Ls, и вторая — на 835 521 Ls. В отношении первой есть подозрения, что закупленное ею на сумму в 243 513 Ls оборудование для прессования стружек в брикеты на самом деле обошлось ей гораздо дешевле. Руководитель проектов NIL INDUSTRY Василий Нилов заявил журналистам телепередачи Nekā Personīga, что он болен, и не захотел вдаваться в подробности, а экономическая полиция обещает дать комментарии в ближайшее время.
В свою очередь, в отношении второй фирмы есть подозрения, что израсходованные на сделки наличкой на сумму в 835 521 Ls деньги при строительстве цеха рыбной переработки ушли куда-то не совсем туда. Это рижская фирма IVOLGA, орудующая в отдаленной провинции в районе мыса Колки, в местечке Мерсрагс, где она и строит на европейские деньги свое подозрительное предприятие рыбопереработки.
Для приобретения брюссельских миллионов целый картель создал предприниматель Марис Штромбергс. Сколько европейских денег Штромбергс получил в общей сложности, уже не помнит. Но созданная схема почти что семейная — в закупках участвуют предприятия, которые тесно связаны с его друзьями и работниками фирмы. В нескольких километрах от поместья Марциенас у Штромберга отстраивается целое поместье. За европейские деньги там построена новая дорога, выкапываются пруды под форель, строятся дома, есть даже печь для выпечки хлеба. Штомбергс гордится, что не сидит сложа руки, а зарабатывает сам и дает работу другим.
Почти во всех сделках побеждали фирмы, связанные с работниками Штромберсга — например, лесную дорогу и водохранилище строила фирма „Eko eksperts”, член правления которой — работник Штромберсга. Разведения форели пробивала фирма Rīts R, один из владельцев которой — бывший работник Штромбергса.
„Spridzēnu HES”, принадлежащий Штромбергсу, закупил трансформатор у фирмы CINTEKS. В ее правлении так же состоит работник Штромбергса.
Конечно, находятся циники, утверждающие, что руководство Службы возбуждает уголовные дела только в отношении тех фирм, которые не хотят с ней сотрудничать и делиться, — но подобный цинизм несоизмерим с уровнем развития демократии в Латвии.