Ничего плохого сам по себе Юрий Лужков для Латвии бы не
представлял, но его деньги и связи резко увеличили бы влияние
русской общины, чего находящаяся у власти латышская община
позволить себе не могла.
«Лужков расколол бы латвийское общество», — считает латвийский политолог, профессор Латвийского университета Карлис Даукштс.
«Центр согласия» (ЦС) пытался бы использовать в свою пользу присутствие Лужкова в Латвии, чтобы увеличить свое влияние, — считает профессор, имея в виду капиталы и связи бывшего московского градоначальника. — Из Москвы вместе с уходом Ю. Лужкова стали утекать и некоторые капиталы, которые вполне могли притечь в Латвию».
«Так же ЦС использовал бы фигуру Ю. Лужкова в борьбе за права нелатышей, в вопросах государственного языка и гражданства».
Как известно, Ю. Лужков прославился высказываниями, невероятно нравящимся одной общине, и остро не нравящимся другой. Он, в частности, заявлял: «В Латвии должно быть два государственных языка, и русский, стало быть, тоже». А также: «Неграждане должны получить гражданство».
То есть причина, почему Латвия не пустила Лужкова, не в Лужкове, а в Латвии:
«Всё равно связи Лужкова с латвийскими политиками и местной экономикой достаточно обширны. Да, он — враг государственных интересов, но таких людей у нас очень много и в самой Латвии. Ничего трагичного не произошло бы, если бы он здесь находился, если бы только его ряд сил не пытался использовать в своих интересах».
«Присутствие Ю. Лужкова создало бы такие волны в нашем маленьком пруду, даже несмотря на то, что, как он обещал, он бы в Латвии не жил».
«Для Латвии создалась бы неудобная ситуация, когда только что президент страны Валдис Затлерс был с официальным визитом в Москве, а сейчас вдруг у нас оказывается неприятный для Дмитрия Медведева и, возможно, для Владимира Путина человек».
«Его принятие было бы вопреки дружбе Затлерса с Россией. Правда, в прессе также прозвучало, что Лужков связан с преступным миром. Вообще же присутствие Лужкова в Латвии демонизировано», — считает политолог, очевидно, имея в виду, что у страха глаза велики.
По мнению публициста Александра Архангельского, Лужков сделал прагматичный ход, цель которого – свободное перемещение по шенгенской зоне без ограничения по срокам пребывания. "И не имеет ни малейшего значения, - говорит Архангельский, - что еще вчера Лужков обличал балтийскую русофобию вместе с "Нашими" боролся за права эстонского солдата, обличал украинцев, продавшихся Европе - то слова, слова, слова, для внутреннего употребления. Как слова, слова, слова – все разговоры про шпионские камни и пятую колонну, про шакалящих в посольствах… А дела, дела, дела – все сделать для того, чтобы получить безусловное право на использование всех благ той самой демократии, которую мы так презираем".
Напомним, Латвия с ее 2,2 млн. жителей, это примерно шестая часть Москвы, а Рига с 700 тысячами населения — только один из многих московских пригородов. В Латвии латыши составляют около 60 процентов населения, а в Риге —
немногим более 40 %, а остальные, если примерно округлять — русскоязычные, то есть русскоязычных — почти 40 % по стране и свыше 50 % в Риге.
Нюанс. Лужков продекларировал, что имеет недвижимость в Юрмале для собственного проживания. А при проверке оказалось, что это – нежилое здание склада. В результате он не только не получил полагающийся по закону вид на жительство, но и попал в «черный список» лиц, чье пребывание в Латвии нежелательно. К слову, латвийский «черный список» не распространяется на другие страны Шенгена, а то Лужков стал бы невъездным во всю Европу.
Вице-мэр Юрмалы Марис Дзенитис пояснил, что речь, судя по всему, идет об адресе улица Атбалсс гатве, 3/5 (Atbalss gatve). Там располагаются автосервис и магазин автозапчастей, а также склад компании, торгующей строительными материалами и конструкциями. Они находятся в промзоне, за железнодорожным полотном, довольно далеко от моря.