Председатель Конституционного суда Гунар Кутрис имеет долг в 243 000 евро. Кадр программы De facto (LTV).
Судьи считают, что председателю Верховного суда положен оклад в пять с половиной тысяч латов, а районному судье, недавно начавшему работу полагается получать 2070 латов в месяц.
После острых и эмоциональных дебатов Совет юстиции, в котором большинство - судьи, отклонил включение слуг Фемиды в систему государственных должностных лиц.
Требование судей о более стремительном приросте зарплат основывается на обещании, данном им политиками 8 лет назад. Их убежденность приумножает и решение Конституционного суда.
В то же время имеющиеся в распоряжении Nekā Personīga расчеты желаемых судьями зарплат не свидетельствуют о солидарности судей с остальным обществом.
Согласно этим расчетам Председателю Верховного суда полагалась бы зарплата в 5 с половиной тысяч лат, а только приступившему к работе районному судье уже через год - 2070 лат в месяц.
Как сообщает программа De facto (LTV), cудя по данным деклараций о доходах за 2009 год, основной причиной сопротивления судей включению в единую систему зарплат могут быть их огромные долги.
К примеру, судья Огрского районного суда Зелтите Кусиня должна банку 162 000 евро, а судья Административного районного суда Линда Пиуса — 170 000 евро. Четверо судей задолжали более 200 000 евро. Среди них и председатель Конституционного суда Гунар Кутрис (243 000 евро).
«Когда я брал на себя обязательства, выплаты составляли около четверти моей зарплаты, сейчас — половину. Да, это болезненно. Но второй половины мне достаточно, чтобы нормально жить», — заявил Кутрис.
Лидером по кредитным обязательствам является судья Административного окружного суда Санита Закревска (355 000 евро). «Мы много лет учились, много лет работали в госуправлении. Мы просто хотели одно жилье для семьи и одну машину», — отметила она. Отметим, что Закревска написала заявление об уходе в связи с низкой зарплатой и большой нагрузкой.
Интересно, что у некоторых судей образовались также подозрительно крупные накопления. Так, судья Ина Байко держит «в чулке» 50 000 латов, а ее коллега Карлис Старастс — 70 000 евро.