Избитый журналист Олег Кашин сразу же после того, как пришёл в сознание, сделал заявление, что связывает нападение на себя с освещением им конфликта вокруг химкинского леса. Что вообщем-то и следовало ожидать. И теперь этот обвинительный постулат, несмотря на результаты следствия, которое к тому же будет тянуться не один месяц, крепко вбит в российское и мировое информационное поле.
Факты избиение журналистов, несмотря на их действительные причины, уже добавили масла в огонь перманентно тлеющих манифестаций против власти. Понятно, что организаторы нынешней уличной фронды будут использовать подобный «подарок» по полной для расширения протестных акций и вовлечения в них дополнительных масс людей.
Многие иронично относятся к усилиям оппозиции. Полагают, что протестное движение всё равно не примет масштаба и накала «оранжевых революций». Но проблема в том, что нынешние события идут не по сценарию Майдана 2004-2005 годов, а по усовершенствованным лекалам латвийской «революции зонтиков» 2007 года. Если Майдан был направлен против всего истеблишмента, то «революция зонтиков» против только отдельных его представителей.
Напомним, что в Латвии осенью 2007 года организацией сравнительно небольших акций протеста (они проходиди под дождём, поэтому и получили название «революции зонтиков») их организаторам в лице в том числе фонда Сороса удалось добиться отставки относительно независимого премьер-министра страны Айгара Калвитиса. Опираясь на «народное возмущение», противники Калвитиса внутри латвийского правящего истеблишмента согласились на требование оппозиции об его отставке.
Нынешние манифестации оппозиции в России имеют туже цель – созданием внешнего пиар-эффекта облегчить борьбу одних кремлевских кланов с другими. Для начала, речь идёт о борьбе нового президентского «боярства» в лице в том числе пресс-секретаря президента Натальи Тимаковой со старым ненавистным Западу «боярином» - первым заместителем главы Администрации Президента Владиставом Сурковым.
Но Сурков – всего лишь побочная цель организаторов российской «революции зонтиков». Главная их задача – устранение с политического поля России премьер-министра страны Владимира Путина. Или хотя бы его загон в дальнюю «берлогу» - в тот же «Газпром».
У всех «революционеров» аппетит приходит по мере развития событий. Сурковым российская фронда явно не наестся.
Наталья Тимакова «раскачивает лодку» руками Бориса Немцова
Российский политик Борис Немцов выбрал вашингтонскую площадку для своей очередной атаки на первого заместителя руководителя Администрации Президента России Владислава Суркова. «Имя Суркова должно быть занесено в черный список. Это он несет ответственность за цензуру, за ограничение свободы слова, за превращение выборов в фарс», - заявил Немцов на прошедшей в американской столице конференции «Восстановление американского лидерства в демократическом мире», организованной вашингтонским институтом «Внешнеполитическая инициатива».
Любопытно то, что Немцов ныне сосредоточился на критике не в целом российской власти, а на отдельном московском «боярине» - Владиславе Суркове. Что ж, формулировка «Царь хороший, а боярина такого-то на кол» - известный девиз всех российских бунтов. Но стоит вспомнить и то, что подобные «народные восстания» против отдельных «бояр» на Руси всегда оплачивались конкурирующей боярской группировкой и имели одну цель – устранить конкурента от Царя и занять его место у трона.
Так и в этот раз. Немцов выступает в роли «возмущенного народа», «боярин на заклание» - это Сурков, а конкурирующая боярская группировка – это пресс-секретарь Президента Наталья Тимакова, мечтающая занять место «главного идеолога страны». По сведениям «Российских вестей», именно с Натальей Тимаковой Борис Немцов согласовал свою атаку на Владислава Суркова.
Юрий Лужков был уволен после его попытки раскачать «тандем». Тем же сейчас, но с другой стороны политического поля, занята Наталья Тимакова. Посмотрим, выдержит ли властный каркас подобное испытание на прочность.
Наталья Тимакова - новый медведевцев
Как рядовая сотрудница президентской пресс-службы стала правой рукой главы государства и во что переродилась прежняя «Семья».
В полку серых кардиналов Кремля прибыло. В коалиции президента Дмитрия Медведева на первых ролях все чаще упоминается имя его пресс-секретаря Натальи Тимаковой. Еще недавно она была рядовым сотрудником президентской пресс-службы, но при Медведеве сделала головокружительную карьеру и стала, по сути, доверенным лицом президента и неформальным начальником идеологического отдела.
Чем объяснить взлет Тимаковой, что вообще представляют собой кремлевские группировки сегодня, рассуждает президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.
- Владимир Валерианович, как Наталья Тимакова выросла в нового серого кардинала?
– Наталья Тимакова начинала в «Московском комсомольце», привел ее туда Александр Будберг, который потом на ней женился. Будберг довольно успешно работал на Чубайса, а потом они вместе довольно успешно работали на Волошина. Собственно говоря, Тимакова - креатура Александра Стальевича.
Волошин порекомендовал Тимакову Медведеву - и оставил в наследство. Тогда она не была пресс-секретарем Дмитрия Медведева, но работала в президентской пресс-службе и при Волошине, и при Медведеве. В качестве пресс-секретаря Тимакова играет бОльшую роль, чем просто пресс-секретарь. В некотором роде, она - неформальный начальник идеологического отдела. Медведев ни Нарышкину, ни Суркову не доверяет - это не его люди. Марина Ентальцева, начальник президентского протокола, - тоже. Она много лет была секретаршей у Путина, а непосредственным начальником у нее был Игорь Сечин. Словом, обложили со всех сторон бедного Дмитрия Анатольевича. И Тимакова – почти единственный для Медведева свой человек в президентском окружении. Ну, и еще, конечно, питерский юрист Константин Чуйченко, однокурсник Медведева. Тимакова, например, формировала новый состав Совета по гражданскому обществу, куда даже включила политолога Дмитрия Орешкина. Словом, Наталья Тимакова - это такой архитектор модернизации.
- Чем она занимается у Медведева?
– Тимакова и ее команда готовят сейчас тексты президенту. Ее команда - это Институт современного развития (ИНСОР). Медведев там председатель попечительского совета, председатель правления Игорь Юргенс, член правления Будберг. Когда документ выходит из ИНСОРа, он выглядит, конечно, довольно радикально. Правда, то, что выходит из ИНСОРа, и что через Тимакову передают Медведеву - от этого в выступлениях самого Медведева остается чуть-чуть.
Например, статью Медведева «Россия, вперед!» готовили разные люди - кто-то от Суркова, инсоровцы от Тимаковой - поэтому получился винегрет. Ну и послание Федеральному собранию - тоже. Нет сейчас официальной должности - заместитель руководителя администрации президента по идеологии. Но фактически официальной идеологией ведает Сурков, а неофициальной - Тимакова.
- Все же, Тимакову можно сейчас называть человеком Волошина? Она им осталась?
– Думаю, что да.
- А сам Волошин сейчас какую позицию занимает?
– Ну, сам Волошин не высказывается. Волошин сейчас в дружбе с Чубайсом, открыто ничего не говорит, формально он никто, но думаю, что имеет серьезное влияние.
- Волошина можно отнести к какому-то клану?
– Волошин, несомненно, один из теневых лидеров промедведевской коалиции, что он антисеченский - это точно. Как и Тимакова.
- А Будберг за кого?
– За Медведева.
- Но когда пришел к власти Путин, Будберг был ярым его сторонником?
– Тогда они все были за Путина. Ведь Путина «сделали» Березовский, Волошин и Чубайс, а последние – это как раз два покровителя Будберга. По времени сначала Чубайс, потом Волошин. Перейдя к Волошину, Будберг, возможно, перестал быть доверенным журналистом Чубайса. Волошинские люди очень активно делали Путина, потому что для них всех победа Примакова - Лужкова была смерти подобна. Сейчас во внутренней борьбе Волошин, возможно, вообще серый кардинал всей промедведевской (она же – антисеченская) коалиции. Видимым лидером промедведевской коалиции я бы назвал Тимакову. Волошин находится выше, но в тени.
- А Сурков?
– Сурков не работает на Медведева, он работает на Путина. Но, с другой стороны, он не работает на Сечина. Сурков не сеченский, и не медведевский, он слабее Сечина и Медведева, конечно. Но он работает непосредственно на босса.
- Как вообще выглядит структура кремлевских группировок сегодня?
– Группировок несколько, но они объединены в две коалиции. Основу сечинской коалиции составляют две чекистские группировки - собственно сечинская, и ивановско-патрушевская. Сечинский клан – это Сечин, Бортников и Устинов. Видимо, туда же относится Фрадков. А ивановско-партушевская - это Виктор Иванов, Патрушев, Грызлов, Нургалиев. Эта группировка тоже делится на собственно ивановкую и собственно патрушевскую. Патрушевская - это все, кто из Карелии, в том числе Нургалиев.
На стороне Медведева - питерские юристы, в первую очередь, однокурсники Медведева. Потом, питерские экономисты - Чубайс, Кудрин, Игнатьев, Греф. Причем, питерские экономисты хотят сохранить Путина. Они за Медведева против Сечина, но Путина хотят сохранить. Например, если не будет Путина, Кудрина просто сразу выгонят с работы. Там еще много причин, почему больше половины медведевцев не хотят ликвидации Путина.
Кто еще входит в промедведевскую коалицию? Еще одна чекистская гуппировка - или можно назвать ее клиентелой Черкесова. Они во вражде с сечинцами, а Бортников - вообще главный их враг.
Кроме группировок, которые вошли в эти две коалиции, есть еще группировки, которые к ним не присоединились. Например, группировка Ковальчуков - Якунина. Она, видимо, ориентируется напрямую на Путина. Так же и Сурков. Про Суркова нельзя сказать, что у него группировка - у него тоже клиентела. От группировки клиентела отличается тем, что она вертикальная: одна шишка вверху, остальные внизу - слуги, клиенты.
Самый преданный Медведеву клан - это, естественно, питерские юристы: Константин Чуйченко, Антон Иванов, Винниченко, Коновалов... Ну, и именно их позиция как раз не ясна: чего они хотят? Они хотят подвинуть Сечина, но хотят ли подвинуть Путина – неизвестно.
- Как делятся сферы влияния этих группировок, что они контролируют?
– Экономисты контролируют финансовый сектор. А «реальную» экономику контролируют сечинцы. Эта экономика,– в первую очередь, всякие ФГУПы.
- Кто из них обладает наибольшим весом?
– Когда Медведев что-то приказывает, банки не слушаются. Даже когда приказывают Кудрин с Игнатьевым, банки не слушаются. А вот когда Сечин что-нибудь скажет, типа кредит выдать - сделают. Слово Сечина весомее. Суркова банк послушает, если он попросит миллиончика два каким-нибудь прокремлевским молодежным группировкам выделить. А если там что-то серьезное – крупный кредит, продажа или покупка - это делается только с разрешения Сечина. Хотя формально вице-премьер по экономике - Шувалов, который тоже, кстати, человек Волошина. Но Шувалов хитрый, он хочет дружить со всеми.
В общем, волошинский осколок группировки «Семья» сейчас за Медведева. Сама-то группировка распалась, остались Волошин, Абрамович, Шувалов, ну, вот Тимакова, которая когда-то была внизу, не в самой группировке, а теперь стала доверенным лицом президента.