Бывший политик Эдвин Инкенс продал принадлежавшие ему 45 тыс. акций банка Parex всего за несколько дней до кризиса, приведшего к его краху. Но со стороны это выглядит лишь счастливой случайностью. Везение или мошенничество? Это придется решить следователям, пишет pietiek.com.
Согласно материалам уголовного дела Parex, 10 сентября 2008 года, всего за 5 дней до банкротства американского гиганта Lehmans Brothers, которое принято считать начало мирового экономического кризиса, состоялась продажа Инкенсом акций банка двум крупнейшим акционерам – Виктору Красовицкому и Валерию Каргину, по 22 500 штук каждому. Захоти Инкенс продать их неделей позже – и, как другие вмиг обесценившиеся бумаги, ему вряд ли удалось бы мало-мальски выгодно сбыть свой пакет акций с рук.
По словам самого Инкенса, это было удачное для него стечение обстоятельств. Переговоры о возможной продаже он начал за полтора-два месяца до самой сделки.
Договор с миноритарными акционерами Parex предусматривал, что если кто-то из них пожелает продать свой пакет, право первой руки принадлежит другим акционерам. Результатом долгих переговоров и стала сделка между Инкенсом, Каргиным и Красовицким. Сумма была внушительная, поэтому переговоры так затянулись.
Как признал Инкенс, на его решение о продаже повлияло то, что уже летом 2008 года в Латвии ходили слухи, будто ряд банков может постигнуть крах. «Да и мне просто нужны были деньги, - пояснил он. – Я – не финансовый гений, хотя и не прочь был бы им быть».