Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Уронила в речку мячик: партия ЗаПЧЕЛ не пережила своего вождя

Николай Кабанов, Ves.lv

  

(picture 2)
Т. Жданок позиционировала себя в качестве лидера будущего правительства национального единства..

Доктор математики Т. А. Жданок блестяще доказала один из законов Мерфи: ситуация никогда не бывает столь плохой, чтобы ее нельзя было сделать еще хуже. Опрокинув все прогнозы социологов и расчеты политтехнологов, список ЗаПЧЕЛ остался вне 10–го Сейма.

Ситуация достаточно знаковая, чтобы обойтись без ее анализа. Фактически перестало существовать целое направление политики нашей страны — ориентированное на ценности покойного СССР радикальное отрицание государственности Второй республики. Ни для кого не секрет, что и сама Татьяна Жданок, и главный идеолог и законотворец партии Владимир Бузаев в свое время были активными сторонниками Интерфронта. Его существование затянулось на долгие 20 лет. Но всему рано или поздно приходит конец. Граждан Латвии, видавших эту самую Латвию в гробу, набралось полтора процента.

Однако поражение ЗаПЧЕЛ, имевшее объективные причины в виде естественного ухода и отъезда значительной части фанов партии, отнюдь не было предопределенным. Мало ли в нашей политической реальности дивных фантомов, которые тем не менее успешно реализуются в виде голосо–мест? Ваш автор, детально знакомый с кадровой линейкой ЗаПЧЕЛ, может засвидетельствовать: в плане интеллекта и политического опыта она не была слабее той, что, к примеру, прошла в 2005 году в Рижскую думу от списка Dzimtene.

К тому же у ЗаПЧЕЛ в 2010 году был неслабый бонус — 1–е место в раскладе бюллетеней. Уже само это давало громадный плюс. Когда Юрий Соколовский вытащил единицу на жеребьевке у ЦИКа, у меня сразу же возникла ассоциация с "рукой Бога". Да–да, тем самым знаменитым ударом Диего Марадоны. Тогда лично мне казалось, что коллеги обязательно пройдут. А вскоре на брандмауэрах города появились трое серьезных молодых господ. Без фамилий, правда — но, видимо, избиратели и так обязаны были догадаться, что "Программу 2020" представляют Ю. Соколовский, В. Рафальский и Д. Горба.

Поставить во главе списка молодого (еще нет 35) и опытного (3 срока) Соколовского — это была серьезная заявка на успех. Но лидер должен быть не только объектом, но и субъектом политики. Субъектности на самом деле Юрию Николаевичу и недостало. Как бы по умолчанию он уступил властное бремя и эфирное время Татьяне Аркадьевне. И с того момента, когда Жданок была провозглашена кандидатом в премьер–министры, стало ясно: ЗаПЧЕЛ нереформируем. Не партия, а кордебалет вокруг прима–балерины. Со штатными запевалами в лице официальных, на окладе, помощников европарламентария.

Из 6 всерьез участвовавших в предвыборном гандикапе партий в премьеры двигали небаллотирующегося лидера только Союз зеленых и крестьян и ЗаПЧЕЛ. Но в отличие от Айвара Лемберга у Татьяны Жданок даже при фантастическом варианте — собери она хоть 51% голосов — не было бы шанса возглавить правительство. Дело не только в указанном в начале этой заметки горьком политическом опыте конца 80–х — начала 90–х, но и в вытекающем оттуда поражении в правах. По действующему законодательству, Жданок не только не имела права избираться в сейм, но и не могла быть допущена к гостайне. Соответственно, ей воспрещено занятие любых весомых должностей в государстве.

Европарламент стал великолепной нишей для Жданок — и немалым организационным, информационным и финансовым подспорьем для ее партии. Находясь на "удаленном доступе", она могла оказать ЗаПЧЕЛ куда большую услугу. Однако Татьяна Аркадьевна не только ринулась в менеджеры парламентской кампании (это как раз разумно — ведь деньги–то вкладываются не казенные), но и предстала в виде ее рекламного лица. Но никакой Photoshop не сумел исправить безжалостную работу времени. Вместо молодого, полного сил и опыта Соколовского перед изумленными избирателями в очередной раз предстал… самый возрастной кандидат в премьер–министры.

"Ужель та самая Татьяна?" — поднял брови электорат. Ведь госпожа Жданок всего–то в 2009 году была избрана в Европарламент. А тут она неожиданно позиционирует себя в качестве лидера будущего правительства национального единства. С реальностью это соотносилось примерно так же, как создание Комитета национального спасения ЛССР в январе 1991 года…

Безусловно, в рядах ЗаПЧЕЛ оставались честные и думающие люди, но их голос внутри партии всегда заглушался скандированием клакеров Жданок. Несогласные были вынуждены "голосовать ногами". Так, известный по протестам против школьной реформы экс–депутат Рижской думы Геннадий Котов дважды приостанавливал членство в партии. Однако до последнего времени фигурировал на сайте ЗаПЧЕЛ в качестве ее активиста.

Кстати, о сайтах. ЗаПЧЕЛ в своей кампании сделала большой упор на Интернет. В особенности на сочинение комментариев в Сети, чем занималась специальная команда, фигурировавшая под разными "никами". Не было недостатка и в радиорекламе. Государственные и частные телеканалы охотно предоставляли время ЗаПЧЕЛ — особенно национальные, в пику растущему рейтингу "Центра согласия". И, надо сказать, при телеголосовании и Яков Плинер, и Мирослав Митрофанов выглядели вполне достойно. Если не учитывать один маленький нюанс — платные звонки могут совершаться с одного номера сколь угодно раз…

Оказавшись ниже 2–процентного барьера, партия ЗаПЧЕЛ не может претендовать на государственное финансирование, обязательное с 2012 года для преодолевших эту планку сил. Это, вкупе с нерастраченной до конца энергией и поствыборной фрустрацией, вполне может толкнуть большую часть неустроенных в аппарате европарламентария Жданок лиц к политическому экстремизму. Нишка радикальной антилатышской партии, увы, еще окончательно не закрыта. Хотя подавляющее большинство граждан–славян доказало, что в эти игры не играет.

Рекомендуем на данную тему:

ЗаПЧЕЛ поставил в свой избирательный список бывших преступников

Политик ЗаПЧЕЛ предпочитает синтетические наркотики

2010-10-04 11:52:59