Председатель комиссии Сейма по национальной безопасности Дзинтарс Яунджейкарс потребовал латвийские компетентные органы оценить, не стоило бы уже вычеркнуть из «черного списка» невъездных винозаводчика Юрия Шефлера.
В августе на одном из заседаний комиссии Сейма по национальной
безопасности Яунджейкарс поднял вопрос Юрия Шефлера:
- Миллионер хочет поселиться в Латвии. Наши спецслужбы должны узнать,
имеет ли он право это делать.
Отзывчивости в других депутатах он вроде как не нашел, а кто-то даже
рассказал о деле телепрограмме Nekā Personīga, сделавшей об этом сюжет.
Чтобы узнать, не может ли Шефлер уже стать «въездным», председатель
комиссии лично написал письма в Управление по делам гражданства и миграции, Генеральную прокуратуру и МВД.
Юрий Шефлер, впрочем, гостил в Латвии уже после своей ссоры с
Кремлем. Даже попадал в автоаварии и, по некоторым данным, гулял здесь
довольно вольготно. У него на даче во время «Новой волны» пару лет назад праздновали день рождения Игоря Крутого. Дача Шефлера, кстати, соседствует со служебной дачей президента Латвии. И, вследствие его интереса к сыну прежнего президента Вайры Вике-Фрейберги Карлису, многие думали, что Шефлера именно благодаря этому высокому покровителю тогда и пускали в Латвию (хотя Карлис Фрейбергс женат, некоторые считают, что он бисексуален, как, якобы, и Шефлер).
Однако в последнее время Шефлер в Латвии не появляется. Возможно,
тому причина улучшение отношений Латвии с Россией, где Шефлер объявлен
в международный розыск. Шефлер боится, что его могут в Латвии арестовать и выдать России, где на нем висит серьезная статья. В 2002 году в отношении Шефлера было возбуждено уголовное дело по статье 119 УК "Угроза убийством".
Он воевал с Кремлем из-за водки, поскольку не хотел делиться
миллионами, которые он качает из брендов «Московская водка» и «Столичная», приватизированных им по-дешевому во времена царствования Бориса Ельцина. И в ходе выяснения отношений с новыми властями нервы Шефлера, похоже, не выдержали: с 2002 года Генпрокуратура России его обвиняет в угрозе убийством одному из высокопоставленных должностных лиц Министерства сельского хозяйства России Владимиру Логинову.
Однако в Латвии для него долгое время было раздолье. Впрочем, здесь
его не видно уже давно. Зато на его машине Mybach с номером LB («Латвияс Бальзамс», это предприятие он купил у местного олигарха Андриса Шкеле) ездит его друг Петр Авен, когда приезжает в Латвию, порой беря на борт еще одну сомнительную личность – латвийского делягу Василия Мельника.
В Латвии у Шефлера уже есть и дача в Юрмале минимум на миллион, и
предприятие («Латвияс Бальзамс», которое, хотя и зарегистрировано на оффшор, как это у подобных личностей бывает, но которое имеет к нему отношение. По новым поправкам в законодательство только лишь благодаря своей даче Шефлер имеет право получить вид на жительство в Латвии вместе с Шенгенской визой.
Согласно вступившим в силу с 1 июля поправкам к закону об иммиграции,
вид на жительство на пять лет могут получить иностранцы, вложившие в
основной капитал предприятия не 25 000 латов и данное предприятие внесло в бюджет государства и местного самоуправления в виде налогов не менее 20 000 латов. Также вид на жительство до пяти лет получает лицо, которое купило недвижимость в Риге на общую сумму не менее 100 000 латов, или купило недвижимость вне Риги на общую сумму не менее 50 000 латов. С 1 июля уже восемь иностранцев изъявили желание получить такой вид на жительства, и их дела – шести россиян, одного украинца и одного израильтянина – рассматриваются сейчас латвийскими властями и спецслужбами.
Однако Шефлеру, похоже, теперь будет трудненько попасть в число подобных счастливчиков. Президент Затлерс готовится для визита в Москву и Латвия сейчас не захочет портить отношения с Россией ради «диссидента», за какового, по данным телепередачи Nekā Personīga, Шефлера выдает высокопоставленный
латвийский парламентарий Дзинтарс Яунджейкарс.