ТОП–10 латвийских миллионеров, которые чаще других замечены во всякого рода судебных тяжбах и финансовых скандалах.
1. Олег Степанов.
"Владелец заводов, газет, пароходов" — вентспилсский предприниматель и давний противник мэра Вентспилса Айвара Лемберга Олег Степанов — фигура в латвийском бизнесе плотно окутана шлейфом тайн и скандалов, проходящих через всю "вентспилсскую сагу" о переделе сфер влияния в транзитном бизнесе. В скандальных историях, где фигурирует имя Степанова, есть все признаки хорошего голливудского триллера — с вооруженным захватом полицией офиса Ventbunkers в Вентспилсе, странными смертями должностных лиц, связанных с судебными скандалами, и сами суды, где фигурируют миллионные суммы исков.
Самый громкий судебный скандал связан с давним делом о причинении миллионных убытков Латвийскому пароходству. По признанию аудиторской компании Moore Stephens, пароходство заключало договоры с офшорными фирмами об использовании судов по значительно заниженным ставкам, а офшоры, в свою очередь, отдавали корабли во фрахт мировым компаниям по вполне рыночным ценам. Была версия о том, что на прибыль от офшорной схемы и были скуплены акции Латвийского пароходства. Подозреваемый по этому делу г–н Степанов не раз уверял через свою пресс–службу, что скоро прокуратура снимет с него статус подозреваемого, но пока такой информации не поступало.
2. Айвар Лембергc.
"Большой человек из Вентспилса" — так его называли в конце 90–х. "Опальный олигарх" — так его называют сейчас. Лемберг — единственный из фигурантов нашего списка, кто побывал не только на скамье подсудимых, но и в тюрьме. Откуда он вышел целым и невредимым, правда, заметно похудевшим. Список претензий от правоохранительных органов к вентспилсскому мэру внушительный. Там есть буквально все — и взятки, и легализация незаконно полученных средств, и превышение служебных полномочий. Пресса долгое время смаковала скандал под названием "степендиаты Лемберга", по которому были допрошены десятки людей, подозреваемых в получении взяток от мэра в период с 2001 по 2002 год. А на "десерт" в 2007 году тогда уже опальный олигарх получил иск из Лихтенштейна с обвинением в отмывании денег на сумму 50 млн. долларов.
Из свеженького: на сайте www.rokasgramata.com были опубликованы распечатки банковских счетов, которые, возможно, принадлежат Лембергу, — всего 466 страниц за 2000–2006 годы. Ранее на этом же сайте "всплыли" распечатки счетов детей политика — Анрийса и Лиги. Информация оттуда говорит о том, что через счета мэра ежедневно проходили десятки миллионов латов, которые обозначались как подарки детям, займы и возврат долгов. Документы свидетельствуют, что Лемберг, возможно, платил десятки тысяч латов известным латвийским адвокатам. Сам Лемберг называет последние события грязной провокацией и политическим заказом.
3. Андрис Шкеле.
 |
Непотопляемый Андрис — так пресса окрестила экс–премьера и предпринимателя Андриса Шкеле, эта фамилия упоминается в большинстве громких скандальных "гейтов". Он засветился и в "педофилгейте", где политика обвиняли в сексуальной связи с подростками, а также в "юрмалгейте" — деле о взятках юрмальскому мэру. За ним же тянется странный шлейф историй с приватизацией крупных пищевых предприятий страны. Но одно из самых громких дел, напрямую связанных с именем г–на Шкеле, — это "дигиталгейт", или так называемая афера с цифровым телевидением, которая длится с 2002 года. Напомним, тогда Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs подписал договор с британской компанией Kempmayer Media Limited о введении в Латвии цифрового телевещания. За поставку оборудования зарубежная фирма запросила цену, которая, как потом установило следствие, была многократно завышена, — 53,5 млн. долларов. Одним из владельцев Kempmayer Media Ltd, надежно прикрытой цепочкой офшорных фирм, как потом оказалось, был сам Шкеле и связанные с ним
люди. Уголовный процесс по этому делу продолжается.
Газета Diena, расследующая феномен непотопляемого Шкеле, считает, что до сих пор политику везет по трем причинам. Это офшоры, молчаливые адвокаты и другие профессионалы. "Если один из этих щитов сломается, у Шкеле есть возможность сесть на скамью подсудимых", — заключает газета.
4. Андрейс Экис.
Бессменный глава телекомпаний LNT и TV5 — то в статусе управляющего, теперь в качестве официального владельца — еще один фигурант в судебном деле о цифровом телевидении. Пока пресса гадала, на чьи деньги в начале 2010 года Экис выкупил телеканалы у медиамагната Руперта Мэрдока, спустя неделю после сделки суд наложил арест на права собственности Экиса в LNT и TV5. Чтобы в случае обвинительного приговора выполнить решение о компенсации либо конфискации имущества, поскольку Экис проходит обвиняемым по делу Kempmayer. В ответ на арест Экис публично объявил, что собирается обратиться в Европейский суд по правам человека, поскольку данное решение суда — сугубо политическое, вызванное предвыборной кампанией. Кстати, сам Экис с политикой в последнее время в весьма тесных отношениях — он выбран председателем совета объединения "За хорошую Латвию!".
5. Валерий Каргин и Виктор Красовицкий.
Корона парексовской империи рухнула, сам банк национализирован, депозитные счета бывших акционеров заморожены, репутация блестящих банкиров испарилась как дым. Казалось бы, что еще может быть хуже? Но недавно на экс–акционеров Parex banka обрушился еще один удар: 30 июля Parex подал иск против бывших членов правления банка Каргина и Красовицкого, требуя возмещения ущерба, который был причинен банку в период их работы. И наложил арест на имущество банкиров на сумму 62 миллиона латов.
В пояснительных аннотациях к иску — сплошь сухие фразы: "ввиду грубого нарушения установленных законом требований к выполнению обязанностей членами правления, что причинило банку существенный ущерб". За что же пытаются засудить бывших банкиров? Фактура аргументов беспрецедентная: с 1 января 1995 года по 5 декабря 2008 года акционеры заключили договор со своим же банком и разместили в нем депозиты на срок 37 лет под 24%. Как считают надзорные органы, такая сделка не была рыночной и заключалась вопреки интересам банка. Кроме того, именно благодаря такому договору акционерам удавалось легально снизить объем получаемой банком прибыли и уплаченных с нее налогов. За это, похоже, придется держать ответ Каргину и Красовицкому, которые уже заявили, что тоже готовы судиться с латвийским государством — из–за нарушения договора, подписанного в момент перенятия банка.
6. Татьяна Каргина.
Бывшая супруга некогда самого богатого человека страны Валерия Каргина, Татьяна Каргина после длительного развода со скандальным разделом имущества теперь сама является одной из самых богатых женщин Латвии. Казалось бы, живи и радуйся, но сразу после развода судебные дела и иски буквально посыпались на голову Татьяны Каргиной. Пресса не раз писала о войнах с адвокатскими бюро, которым она задолжала гонорары за бракоразводный процесс. Но самое громкое дело, по которому Каргина вместе со своей матерью до сих пор находится в статусе подозреваемой, грозит ей не только тюрьмой, но и конфискацией имущества.
История такая: бизнесмен Андрей Калейс с матерью Татьяны Каргиной создали компанию Imperius, в которой оба имели равные доли. Фирма занималась скупкой земли и ее перепродажей. Они приобрели потенциально супердоходную землю в Гарупе, на которую нашелся покупатель, готовый заплатить 4 млн. евро. Позже Калейс узнал, что без него прошли "собрания акционеров", где его доля с прибыли упала с 50% до 5%. Остальное доставалось маме Каргиной Эльвире Инюшовой. Позиция Татьяны Каргиной иная: она утвержает, что Imperius изначально была фирмой ее матери, а Калейс — просто студент и родственник друзей, которого пожалели и пустили в бизнес. История еще не закрыта, и обоим дамам вменяется мошенничество в особо крупных размерах.
7. Валдис Калнозолс.
С той истории прошло уже несколько лет, но в бизнес–кругах до сих пор с юмором вспоминают сделку по продаже строительной компании MTK Construction, принадлежавшей Валдису Калнозолсу. Ее и вправду можно было бы вписать в сюжет книги под условным названием "Как выгодно продать неприбыльный бизнес". Для этого нужно взять одну строительную фирму, потаскать ее по судам, довести до плохого финансового состояния, помудрить с отчетностью и продать ее литовским инвесторам. После этого книгу можно отправить в анналы истории и дальше уже разбираться в судах с покупателями, которые благодаря этой сделке — как утверждают они сами — понесли убытки в несколько миллионов латов. Правда, в итоге дело закончилось в пользу Калнозолса, который обозвал эту историю большим вымогательством, а литовских инвесторов — "людьми, которые мало понимают в строительном бизнесе".
8. Гатис Сакнитис.
Активно бегающий от Rietumu banka бывший "земельный король" Гатис Сакнитис — фигура не унывающая и не пасующая перед трудностями. Про него слышно разное: то он торгует алмазами, то занялся черной икрой… В Латвии он почти не появляется, потому что тут его ждут одни неприятности: сумма общих кредиторских требований к нему составляет около 60 млн. латов. Очередь кредиторов слишком длинная: владелец холдинга Mono Михаил Ульман, которому Сакнитис задолжал 39 млн. латов, Служба госдоходов (1,5 млн. латов), Rietumu banka (12,4 млн. латов) и прочие заимодатели.
Впрочем, от некоторых неприятностей Сакнитис успешно подстраховался, заблаговременно заключив брачный договор со своей женой и переписав на нее свое имущество. В прошлом месяце Rietumu banka пытался взыскать через суд Porche Cayenne Сакнитиса и драгоценности на миллион латов, чтобы хотя бы частично покрыть долг, однако суд признал совместно нажитым имуществом только машину Bentley стоимостью 90 тысяч латов. Впрочем, банк в отношении Сакнитиса настроен решительно, и очевидно, что это не последняя попытка Rietumu через суд аннулировать брачный договор.
9. Бенита Садауска.
Не обошли стороной судебные скандалы и самую красивую женщину латвийского бизнеса. В прошлом году Садауске пришлось встретиться в суде с сыном своего погибшего мужа — предпринимателя Адольфа Садаускиса, который пытался вернуть себе все имущество отца. Тогда богатейшая женщина Латвии сохранила свои миллионы. Но чем закончится последний судебный скандал, пока не известно. Суть его такова: предприятие Domenikss, принадлежащее Садауске, заказало у девелоперской компании Saliena строительство автосалона в бизнес–центре в Бабите, но результат работы не устроил бизнес–леди. За невыполнение обязательств Domenikss требует 320 000 латов и утверждает, что у Saliena имеется ряд признаков неплатежеспособности — вывод активов, долги перед банками и займы связанным предприятиям. Девелоперы все отрицают и требуют взыскать с торговцев "мерседесами" штраф в 53 588 латов.
10. Гунтис Индриксонс.
Сам он утверждает, что стал жертвой мошенников, однако факт остается фактом: имущество давнишнего фигуранта списка миллионеров, президента футбольного клуба Skonto Гунтиса Индриксонса выставлено на аукцион. Список большой: части капитала в девяти предприятиях, в том числе доли футбольного клуба Skonto, радиостанции Skonto, турагентства Express Travel, а также несколько объектов недвижимости. Общая сумма — 300 000 латов, которые взыскиваются по решению суда в рамках спора Индриксонса с его бывшим партнером Гундаром Пориетисом. Сам Пориетис считает, что Индриксонс ему должен около 700 тысяч евро за покупку долей компании Hobi Latgale, однако Индриксонс утверждает, что он никому ничего не должен. Напротив, Пориетис у него в долгу за загубленные многомиллионные бизнес–проекты.
Кстати, любители футбола наверняка помнят небывалый скандал вокруг договорных матчей, который поднял Индриксонс. Правда, раздув шумиху, конкретных имен глава Skonto так и не назвал, пообещав довести дело с матчами под заказ до конца. Но до этого ли теперь Гунтису Индриксонсу?