Иллюстрация со страницы оперной певицей Асмик Григорян в Facebook.com.
"Конфликт между режиссером Виестуром Кайришем, оперной певицей Асмик Григорян и сотрудниками рижской муниципальной полиции надо как можно скорее разрешить и забыть", — считает читатель газеты "Вести сегодня", юрист и большой любитель оперы Александр Жуков.
"8 июня я был на премьере "Триптиха" в Латвийской опере. Постановка режиссера Виестура Кайриша — событие в оперном мире, ведь редко кто рискует ставить полную версию этого самобытного творения Джакомо Пуччини (Il Trittico). Сколькими впечатлениями обогатили меня и бессмертный композитор, и режиссер, и дирижер, и исполнители ролей… Спасибо всем вам за это!
А Асмик Григорян в олицетворении образа Сестры Анжелики была просто великолепна — и как мощное и глубокое сопрано, и как тонко чувствующая Актриса. Изящная и хрупкая, пластичная и гибкая, такая беззащитно женственная и внезапно поражающая нас силой и всевластием голоса и завораживающая страстностью таланта. Она сумела столь убедительно, на таком лирическом накале воплотить в жизнь не только прекрасным голосом, но и всей сутью своей любовь, горе и страдания Женщины!
И вдруг — как обухом по голове: "В Старой Риге за нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения и хулиганство задержаны известный режиссер Виестурс Кайришс и солистка оперы Асмик Григорян"!
Как и тысячи пользователей Интернета, я посмотрел размещенные полицией видеозаписи. Да, можно понять работников полиции. Их брюссельским коллегам хорошо — там лишь небольшая скульптура "Писающий мальчик". А у нас — чисто английский массовый спорт "Писающая на памятник пьяная скотина"! А тут еще и пощечина, и пинок, и ругань в полицейском участке… Чистейшей воды хулиганство — как и прозвучало в новостных заголовках. Задержали — поделом, закон один для всех!
Так–то оно так. Однако у меня как у опытного юриста возникает множество вопросов. Оплеуху я, признаюсь, толком не разглядел. Но — как известно даже тем, кто ни разу не получал от дамы пощечину — женщина обычно дает ее мужчине за оскорбление. Эх, звук бы к этому видеоролику…
Но все же главный вопрос: зачем вообще остановили мужчину с двумя женщинами, которые в обнимку, быстрым шагом мирно направлялись домой? Тем более — за какие грехи их стали задерживать? Если незаконно, то нам надо срочно все минусы поменять на плюсы!
И обоснованно ли тогда надели наручники на госпожу Григорян? Не уверен, скорее — нет. А уж свалить лицом на мостовую и усесться на хрупкую женщину, чтобы справиться с ней, — это уж как минимум не очень профессионально… Ведь наказываться должны лишь лица, препятствующие законным действиям полиции!
Отдельный серьезный разговор о размещении в Интернете материалов полиции — результатов экспертизы, видеозаписей, в том числе с камер слежения. Правозащитники давно бьют тревогу: за нами ведется тотальная слежка, а информацию о нас спецслужбы всех мастей используют по своему усмотрению. До сих пор думал, что камеры в общественных местах — вынужденная мера для обеспечения нашей безопасности. А обнародование служебных материалов, как в данном случае, я считаю незаконным. Кстати, такого же мнения придерживается и Государственная инспекция данных.
Тем не менее я не готов совсем уж обелять Асмик Григорян и во всем винить полицейских. Ведь я прежде всего юрист, а чтобы дать правильную правовую оценку, надо располагать всеми доказательствами в совокупности. Да и разговор этот, пожалуй, не совсем об этом. Можно долго спорить в суде о том, кто в данном случае прав, а кто виноват. Но только надо ли? И послужит ли это на пользу имиджу и благу Латвии?
Госпожа Григорян уже подала знак примирения, заявив журналистам, что не собирается жаловаться на действия полиции. Так, может быть, и второй стороне стоило бы поступить аналогичным образом? Ведь закон предусматривает принятие решений по материалам о правонарушениях с учетом конкретных обстоятельств и личностей!
Если же говорить о правопорядке в Старой Риге, то даже на глазок можно определить: процентов восемьдесят из допоздна задержавшихся в "Старушке" наверняка употребляли спиртное. А затеять на пустом месте конфликт с выпившим или разнервничавшимся человеком очень легко, да и наплодить потом дел — и административных, и уголовных — можно ой как много! Но зачем, спрашивается? Профессионализм полиции в данном случае как раз не в том, чтобы разжигать конфликты. А в том, чтобы тушить…
Думаю, что надо бы поскорее, без ажиотажа и по возможности безболезненно, завершить эту историю. А чтобы о ней окончательно забыли, стоило бы организовать в Латвии сольный концерт сопрано Асмик Григорян. Уверен: это и в коммерческом плане было бы очень выгодно. А после концерта неплохо бы проводить Асмик на поезд Рига — Вильнюс. А если надо, то и бережно донести ее до купе…"