Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Лоскутов защитит Пойканса

Алексей Акопов

  

(picture 2)
Адвокат и бывший глава Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Алексей Лоскутов.

Исследователь лаборатории искусственного разума Института математики и информатики Латвийского университета Илмар Пойканс сознался следователям, что именно он является Нео.

Защищать Пойканса будет бывший глава Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) адвокат Алексей Лоскутов.

Как сообщил Лоскутов, cледственные органы применили к Пойкансу подписку о невыезде и пребывание по определенному месту жительства, а для ареста не было оснований, поскольку задержанный не представляет общественной опасности и не может повредить расследованию.

По мнению Лоскутова, в действиях Пойканса не было преступления. Для получения данных из Системы электронного декларирования (СЭД) он использовал специальную программу, которую не сам создал.

Первоначально Пойканс не мог получить в СЭД один документ для нужд своего предприятия, а затем, поменяв данные в адресном окне, констатировал, что таким образом можно загрузить почти любой документ из СЭД.

По словам Лоскутова, Пойканс был пойман именно потому, что первоначально производил загрузку чужих документов со своего профиля.

С журналисткой Латвийского телевидения Илзе Наглой Пойканс знаком примерно 14 лет. Об обнаруженной "дыре" в СЭД он рассказал журналистке, и цель его была благородна - показать, какие зарплаты получают работники госорганов и что в СЭД имеется "дыра".

Лоскутов считает, что дело Нео до суда не дойдет.

Он отметил также, что это первое дело, в котором он выступает как адвокат.

Лоскутов ранее с Пойкансом знаком не был, а дело выбрал потому, что деятельность Нео вызывает у него интерес и симпатии.

Поступила информация, что Илмар Пойканс ранее был совладельцем портала one.lv.

Сейчас Пойкансу принадлежат две небольшие фирмы.

На имя Илмара Пойканса записана недвижимость в 2110 квадратных метров в Саласпилсской волости на сумму в 183 434 лата, свидетельствует информация земельной книги.

Кредит Пойкансу на покупку недвижимости выдал банк Hansabanka, обеспечив ипотечный заем в размере 131 024 латов. Также 23 декабря 2009 года выдан акт о сдаче в эксплуатацию семейного дома и хозпостройки в этом месте.

Соседка Пойканса — Рита — рассказала, что белый двухэтажный дом Илмар построил за последний год. Там он проживает вместе с семьей.

«Он всегда здесь, всегда с детьми и женой», — положительно отзывается о соседе Рита. Она говорит, что машину Пойканса у дома видела и вчера. «Он очень вежлив, общается с соседями, проблем не было никогда», — говорит Рита.

Застать дома Пойканса журналистам агентства LETA не удалось. Они встретили только его жену. Но она категорически отказалась от каких-либо комментариев, заявив, то все вопросы о деле Нео журналисты смогут задать ее мужу на предстоящей в понедельник пресс-конференции. Публично прозвучавшую в прессе информацию о том, что Пойканс и журналистка Илзе Нагла были гражданскими мужем и женой, настоящая жена Нео назвала абсурдом. Так же эти слухи прокомментировала и мать Пойканса.

Предприятие Forticom, которое до 2008 года называлось предприятием One, было зарегистрировано 10 мая 2000 года. среди основателей предприятия были Виталий Рубштейнс, Неме Пракс и Ритварс Кумпиньш. Позже в число совладельцев вошли Гери Кодресс и Илмар Пойканс.

Анатолий Пойканс, отец Илмарса Пойканса, известного в обществе под ником Нео, гордится сыном и считает, что ничего противозаконного его сын не сделал. Такое заявление мужчина сделал возле здания полиции, когда пришел встретить сына, которого отпустили под подписку о невыезде.

"Я только знаю то, что он неплохой человек, он никогда ничего дурного не сделал, - сказал Анатолий Пойканс, - есть люди, готовые жертвовать собой ради других, и этим я горд".

В свою очередь, мама Нео - Велта Пойкана - рассказала, что не знала, что сын тот самый Нео, и до сих пор ей в это трудно поверить. По словам женщины, в ее квартире также был проведен обыск и конфискован семейный компьютер, который, по ее словам, никак не связан с Нео.

Вместе с Илмаром Пойкансом, который взял на себя ответственность за публикацию сведений о зарплатах должностных лиц в государственном секторе, могли сотрудничать его знакомые — Юрис Крикис и Юрис Стумпс, предполагает газета Diena.

В 90-е годы Крикис вместе с Пойкансом работал на Рижской фондовой бирже и ранее в доступном в Интернете CV указывал, что трудился в Лондоне — в компании Exigen Services. Его биография еще в четверг была доступна в Интернете, однако сейчас ее больше нет.

На телефонные звонки Крикис не отвечает, но в четверг одному журналисту он заявил по телефону: «Я не Нео». Стоит особо подчеркнуть тот факт, что Крикис семь лет — с 1999 года — проработал в Exigen Latvia – в родственном предприятии Exigen Services Latvia, которое и занималось разработкой электронной системы декларирования СГД, откуда НЕО почерпнул информацию о зарплатах. Впрочем, в компании утверждают, что у Крикиса связи с проектом не было.

Зато тесно связан с электронной системой декларирования другой человек — заместитель руководителя Управления информатики СГД Юрис Стумпс, который учился с Покайнсом на физмате ЛУ. Сам Стумпс утверждает, что Пойканса не помнит. Стумпс — один из трех чиновников СГД, против которых было возбуждено дисциплинарное дело в связи с утечкой данных. Когда Пойканс и Крикис как студенты в конце 90-х подрабатывали на бирже, там же пресс-секретарем трудилась и журналист De facto Илзе Налга, которая показала в своем сюжете сенсационную информацию об утечке данных СГД и появлении хакера Нео. Один из бывших работников биржи допускает, что Пойканс обратился со своей находкой именно к Нагле, потому что знает ее по работе на бирже. Но он не исключает версию, что роль Наглы была более значимой.

Источники также утверждают, что в одиночку Пойкансу такую кампанию провернуть было бы просто не под силу. Такой же версии придерживается и отец Илмара — Анатолий, заключает издание.

Газета "Вести сегодня" (www.ves.lv) публикует статью "Хакера Нео вскрыли и взяли", рассказывающую об истории вопроса.

...Возмутитель чиновничьего спокойствия, правдолюбец и лидер "Народной армии Четвертой Атмоды" по кличке Нео задержан. Под раздачу попали и журналисты.

Эта новость была растиражирована с подачи журналистки Латвийского телевидения из передачи De facto Илзе Нагле. Она сообщила, что в ее квартире был проведен обыск, изъяты личный компьютер и носители информации. И все это в рамках дела знаменитого хакера Нео, который на протяжении долгого времени публиковал зарплаты чиновников. А сам Нео тоже вроде как задержан. И вот вчера полиция официально подтвердила, что хакер по кличке Нео пойман, им, по всей видимости, оказался исследователь Института математики и информатики ЛУ Илмарс Пойканс.

Насладиться успехами своей работы полицейским не дали. Наверняка о поимке Нео стражи порядка молчали бы еще несколько дней, после чего созвали бы большую пресс–конференцию и с помпой заявили о своих достижениях. Однако шум подняла тележурналист Илзе Нагле, которая сообщила о том, что в ее квартире во вторник вечером был проведен обыск, и все потому, что она общалась с известным на всю страну хакером. Потому полицейским вначале пришлось оправдываться и "не подтверждать — не отрицать информацию", потом отчитываться перед министром внутренних дел, которая, как всегда, обо всем узнала последней, и следом на скорую руку устраивать пресс–конференцию, чтобы все подтвердить официально.

Обыск в квартире Илзе Нагле был проведен поздно вечером во вторник. Для журналистки этот визит стражей порядка стал полной неожиданностью. На протяжении двух часов оперативники рыскали в поисках улик и, уходя, забрали с собой личный компьютер Нагле, а также носители информации — внешний диск и флешку. Нагле назвала этот визит полицейских серьезной угрозой свободе слова. "По сути это означает, что домой к любому журналисту, контактировавшему с человеком, который становится подозреваемым или причастен к какому–либо уголовному делу, может явиться полиция и провести обыск", — заявила она. Таким образом закон, позволяющий журналистам защищать свои источники до суда, был нарушен. То же самое сказал и директор новостной службы ЛТВ Марек Гайлитис. Он также возмущен обыском в квартире Илзе Нагле и считает, что подобные действия угрожают профессиональной деятельности журналистов.

Между тем только в среду выяснилось, что как таковой санкции на обыск в квартире Илзе Нагле не было. Обыск был проведен с согласия прокурора прокуратуры по расследованию финансовых и экономических преступлений, надзирающего за процессом. И лишь вчера он пришел в суд Центрального района Риги и попросил санкцию на следственные действия. Правда, такое разрешение он все–таки получил.

Тем не менее на странное отношение к свободе слова отреагировал Союз журналистов Латвии. Председатель правления Юрис Пайдерс вчера заявил, что попытки выяснить источники информации журналиста без постановления суда — грубое нарушение закона. "Латвийское законодательство предусматривает защиту источников журналистов, уголовно–правовой иммунитет журналиста отменяет только конкретная процедура. Если она не была проведена, это серьезное нарушение", — сказал он и пообещал оказать помощь и поддержку журналистке телепередачи De Facto. Повоевать за своего журналиста планирует и гостелевидение.

Но к тому времени, как к разборкам по поводу обыска в доме Илзе Нагле подключился Союз журналистов, стало официально известно, что Нео задержан. Брали его примерно в то же время, когда полицейские работали в квартире Нагле — около 22.00. Грозой чиновников, талантливым хакером и лидером "Народной армии Четвертой Атмоды" оказался исследователь лаборатории искусственного разума Института математики и информатики Латвийского университета 31–летний Илмарс Пойканс. Правда, на протяжении всего вчерашнего дня полицейские уклонялись от точного ответа — он это или нет. Поэтому приходилось довольствоваться косвенными фактами. Директор института Рихард Балодис–Болужс рассказал, что во вторник около 22 часов в институт прибыла полиция с ордером на обыск и арестовала один из серверов, не называя причин. В свою очередь, руководитель лаборатории Андрей Спектор вчера подтвердил, что Пойканс не вышел на работу, но по какой причине, ему якобы неизвестно. Телефон Пойканса вчера не отвечал. Не было исследователя и в социальных сетях. На Twitter он заходил в последний раз 6 мая, а на Draugiem.lv — во вторник в 16.18. Что примечательно, в друзьях у Пойканса на "драугием" была в том числе журналистка Илзе Нагле.

Однако во второй половине дня руководство госполиции подтвердило, что они не сомневаются, что задержали именно хакера Нео, благодаря которому из Службы госдоходов произошла колоссальная утечка базы данных.

Что касается личности Илмара Пойканса, то в Рижской коммерческой школе (позже — гимназии), где он учился после основной школы, он стал золотым стипендиатом. Любил химию, ему нравились естественные науки, но в 1996 году окончил Института математики и информатики Латвийского университета и стал отличным IT–специалистом. В последнее время Пойканс занимался тем, что "обучал" компьютер латышскому языку.

И при этом всегда был правдолюбцем и пытался изменить мир к лучшему. Исследователь неоднократно предлагал варианты улучшения государственного управления, предлагал создать публичную "Википедию" в госучреждениях, которая бы стала "агентством одной остановки", хотел внести изменения в Сатверсме, которые позволили бы народу Латвии распускать сейм. Но к его мнению не прислушивались. В итоге, как выяснилось, он пошел другим путем.

Рекомендуем на данную тему:

Лоскутова приняли в адвокаты

В адвокаты берут кого попало, но своих

Снять Лоскутова: анатомия провокации

Янис Рейникc: Мы хотим задать Нео несколько вопросов

2010-05-13 09:34:25