Жизнь Вайры Вике-Фрейберги, если говорить о непротокольной версии рабочих будней, для почти трех миллионов латвийских граждан и неграждан - Terra incognita. Народ видит президента «воочию» в основном в эфире теленовостей. А что за кадром? Кто обеспечивает видеозапись не только официальных встреч и переговоров первого лица государства?
Я познакомился с Марисом Свилансом в 1996 году на коммерческом телеканале WNA. Марис, с его баскетбольным ростом и вечной небритостью, пришел туда с Гостелевидения в отдел новостей. А я на этом канале делал авторскую программу с забавным названием «Городские зарисовки». Года три мы работали вместе, и то был веселый период репортерской жизни. Затем я оказался в русской газете, а Марис стал штатным хроникером в свите Вайры Вике-Фрейберги. Ему слово:
- Три с половиной года назад оставил президентский дворец Гунтис Улманис. Ушел и его оператор. Уволился по собственному желанию. Меня пригласил на его место знакомый из канцелярии президента. Работа здесь нелегкая -- вижу, сколько делает президент. Я никогда бы не согласился стать главой государства.
Уже в первый рабочий день мы поехали в Вильнюс, а еще через неделю - в Соединенные Штаты. Тогда там рулил Билл Клинтон. Правда, видел я его издалека. Тамошняя охрана и близко к президенту не подпускает. Снимает их лидера только местный оператор. А вот первая леди Хиллари Клинтон прошла буквально в метре от меня и даже улыбнулась в мою сторону. Мне повезло! Вообще-то их охрана сразу же убирает зевак. Запомнилась и другая история. Наш кортеж подъехал к зданию ООН в Нью-Йорке. Я выскочил из машины. И тут подъехал Клинтон. Выхожу с камерой наперевес. Подходит здоровый бугай. Говорит: «Обратно в машину!». Говорю: «Я член делегации». Он в ответ: «Быстро!!!» Посмотрел в его глаза и понял, что должен убираться.
- Как ты обращаешься к Вайре?
- «Госпожа президент».
- Ты ей хотя бы раз дарил цветы?
- Как-то в Греции мы были в ботаническом саду. А там - цветущие мандарины. Запах – божественный (Марис со своим ростом нападающего NBA учуял, но не все такие рослые). С разрешения гида я сорвал один цветок на память для президента. Она взяла. Наш фотограф запечатлел этот момент. А потом все подшучивали: что ухаживаешь за Вайрой?
- Капризна ли глава республики?
- Не замечал. Президент только не любит, когда на официальные встречи берут мобильники. Но это естественно. У нее нет своего мобильника, он ей не нужен.
- А супруг президента - его роль?
- Имант Фрейбергc присутствует почти на всех официальных мероприятиях, ездит в заграничные турне. Думаю, что от поездок он не чувствует неловкости. Он образованный человек - профессор информатики. Недавно приезжали хорваты. Их оператор спросил меня: «У вас -- президентша?» Я его пристыдил: «Как, ты приехал в страну и не знаешь таких вещей?» Такое случалось не раз.
Разговор зашел об отношениях ВВФ и ЖШ (Жака Ширака). Марис Свиланс недавно, когда уже шли бои за Басру, находился в столице Франции в составе президентской делегации.
Перед войной в Ираке Жак Ширак резко высказался о латвийской внешней политике. «Латвия упустила потрясающую возможность вовремя заткнуться», -- бросил обидное французский лидер. Мсье Ширак, заметим, прославился тем, что охотно целует и обнимает всех представительниц иностранных делегаций - от переводчиц до глав государств, если они в юбке. Оказывал галантный Жак и массу внимания ВВФ. Но многим казалось, что между президентами встал Хусейн... Шерше лё Саддам!
- Мы гадали, поцелует ли на сей раз Ширак ручку нашему президенту. К счастью, галантность истого парижанина ему не изменила. Поцеловал! Они потом говорили много часов, но те его плохие высказывания о Латвии, наверняка, еще долго не забудет наша президент. Хотя он встречал и провожал так, что было видно - у них прекрасные отношения. У наших стран есть расхождения в подходах к иракской проблеме, но Шираку определенно нравится наша Вайра.
- Раз пьяный Ельцин остановил кортеж, скинул порты и пошел купаться в речке. А каково отношение ВВФ к дипломатическому протоколу и церемониалу?
- Неукоснительно строгое. Но в бытовых ситуациях за словом в карман не полезет. Как-то мы были в маленьком поселке под Лиепаей. Так там местные женщины пели дайны. В одном из куплетов подшутили над президентом. Она не обиделась, а спела в ответ другую дайну. Не колебалась ни минуты!
- У тебя на лице щетина. Нравится ли она президенту?
- Ни о каких особых требованиях к моему облику я не слышал (Марис с первого дня работы в пресс-службе ВВФ сменил драные хиповые джинсы на темно-синюю двойку с галстуком). Понимаю, что должен выглядеть соответствующим должности образом.
- А ты ей когда-нибудь что-нибудь советовал?
- Она с пониманием относится к моим рекомендациям. К примеру, я говорю: «Госпожа президент, пожалуйста, повернитесь немножко влево. Шляпка закрывает ваше лицо!» Она соглашается. Понимает: я делаю свою работу.
- Тебя могут вызвать ночью? Можешь ли ты позволить себе отключить мобильник?
- Ночью вызывают крайне редко, а вот мобильник всегда при мне -- не отключаю даже за границей.
- Как вообще используются снятые тобой материалы?
- Все идет в Государственный архив. Из-за этого я не снимаю президента, к примеру, во время обеда. Но мои кадры -- не только материал для телевизионных сюжетов. Я чувствую себя человеком, который запечатлевает саму Историю.
- Истории без колючек не бывает. Во время выступления Репше в провинции в него запустила кактусом пожилая экстремалка. Приключалось ли нечто подобное с президентом?
-- Охрана не дремлет. Отборные профессионалы - у них реакция на уровне условных рефлексов.
- Как у ВВФ обстоят дела с русским языком?
- Акцент, конечно, есть. В интервью программе НТВ «Намедни» президент рассуждала: «Признаюсь, я пока не познала, в каких случаях слова следует произносить так, как они выглядят. В русском, например, пишется «о», а произносится «а». «О» - когда под ударением. Но надо же знать – когда под ударением! Надо помнить. У латышей – так-так-так! На первый слог. У французов – на последний. А в русском языке – все меняется. И это для меня трудно...» У нее мало времени на изучение языка. Но она обещала на инаугурации его выучить, и она его выучит. В этом ей помогает учитель русской словесности, известный лингвист Галина Веселе.
- Расскажи о самом пикантном сюжете с участием президента, который тебе удалось подсмотреть и снять.
- Никакой «клубнички». Могу лишь рассказать одну смешную историю. У президента живут две любимые кошечки: Риекстиньш и Зилите. Как-то она об этом сообщила журналисту одной русской газеты. Так потом все смеялись: те русские журналисты написали, что президентских кошек зовут Орешек и Желуденок. Теперь в семье президента Синичку иногда в шутку называют Желуденком. Был смешной случай с Синичкой, вспомнил! Во время приема в юрмальской резиденции госпожи президента она сняла напряжение официоза. Зашла в холл, подошла к каждому из гостей, сказала «мяу-мяу», как бы приветствуя. А обойдя всех, гордо пошла прочь.
- Неужели все так трогательно и гладко? Не продашь ли какой-нибудь компромат на свою патронессу?
- Шутишь? На нашего президента компромата нет и быть не может!
P. S. Я не очень-то поверил своему старому товарищу. Работа у него такая. Но есть ли судьбы без компромата? Возможно, потом, после второго срока президентских полномочий, местные медиа будут бороться за право напечатать Настоящие Воспоминания Ее Видеооператора. Помнится, английская развлекушка Daily Mirror купила за бешеную сумму в фунтах стерлингов воспоминания королевского дворецкого, рассказавшего британцам, что принцесса Диана спала с кем ни попадя, а принц Чарльз в то время имел по-всякому простолюдинку Камиллу Паркер-Боулз. Да, дамы и господа, освященным народным лидерам ничто человеческое не чуждо.