«Центр согласия» начал раскалываться в Юрмале и в Даугавпилсе.
- Хочу ли я вступить в партию Мункевица? Я сейчас за рулем и как раз об этом думаю, - говорит новоизбранный депутат Юрмальской городской думы от объединения «Центр согласия» Владимир Максимов. – Позвоните завтра, я буду знать более определенно.
Партия Мункевица – это победитель на юрмальских выборах, партия под названием «Наш дом – Юрмала». По итогам выборов они набрали больше всего голосов и получили три места в думе. Если к ним перейдет Максимов, это упрочит их позиции. Пока что они заключаются в том, чтобы сделать мэром бывшего исполнительного директора при мэре Мункевице, Гатиса Труксниса, ныне члена ЛПП/ЛЦ, которого, между прочим, возлюбил и общелатвийский лидер ЛПП/ЛЦ Айнарс Шлесерс. В публичных интервью Шлесерс уже заявлял, что мэром в Юрмале должен стать человек ЛПП/ЛЦ Трукснис.
Однако "пахан" Юрмалы, имеющий, похоже, влияние на две главные юрмальские газеты, Мункевиц не дремлет: он мечтает снова стать мэром Юрмалы! И плевал он на остальных. И юрмальские политики к Мункевицу прислушиваются. Шлесерс - далеко, а Мункевиц - рядом.
Раскол ЦС в Юрмале
«Центр согласия» получил в Юрмале столько же, сколько победитель – «Наш дом – Юрмала», набрав лишь на несколько сотых процентов меньше, чем победитель, но тоже заимев три места.
В Юрмале – депутатов имеют десять партий, что уму непостижимо для города с пятидесятитысячным населением и 15-ю депутатскими местами. Борьба шла отчаянная, ставки были слишком велики. Сейчас юрмальский пасьянс предусматривает два варианта, с мэром Трукснисом (что бы поддержал не только Шлесерс, но и местный политикан, «пахан», одиозный Мункевиц, став одним из трех вице-мэров – в отличие от Риги, где вице-мэр будет только один) – либо же вариант с мэром «Нового времени» Юрисом Высоцким.
Хотя подобные соглашения решаются во многом в руководстве партий, Юрмала выходит у них из-под контроля. Этим и объясняется возможный выход из ЦС Максимова – Максимов, это третья сила.
Он, действуя исходя из юрмальских раскладок, хочет поддержать в качестве мэра не Труксниса (за которого Рига в лице Шлесерса и рижского руководства ЦС), не Высоцкого (за которого центральный рижский офис "Нового времени"), а именно Мункевица.
Всем этим раскладкам с Трукснисом (ставленником рижской олигархии) или Мункевицем (ставленником юрмальской олигархии) в качестве мэров, противится местное отделение ЦС во главе с получившей больше всего голосов в списке ЦС адвокатом (и экс-женой Алексея Лоскутова) Ларисой Лоскутовой, желая мэра от «Нового времени» - Юриса Высоцкого (представителя юрмальских предпринимателей и местных жителей). Тем самым, Л. Лоскутова и ЦС Юрмалы - это четвертая сила, что идут поперек юрмальской и рижской олигархиям и в том числе, естественно, центральному аппарату ЦС.
И в Даугавпилсе мечут молнии
В свою очередь, в Даугавпилсе - по-другому. В отличие от Юрмалы, где никто не поддерживает руководящую линию партии ЦС и рижского руководства, здесь дисциплина больше. Двое из трех выбранных депутатов-согласистов всё-таки поддерживают руководящую линию партии, но один, однако – откололся (хотя и не собирается выходить из ЦС, в отличие от Юрмалы). «Центр» «Центра согласия» из Риги хочет для Даугавпилса тоже мэра от ЛПП/ЛЦ, нынешнего мэра Риту Строде – что поддерживают двое, однако один из местных депутатов ЦС против, он – за мэра от социал-демократов Рихарда Эйгима. Накануне судьбоносной пресс-конференции в Даугавпилсе, где для общества был объявлен расклад будущей коалиции из восьми человек (всего – 15 депутатов), приезжал председатель ПНС и член правления ЦС Янис Урбанович. Он уговаривал председателя отделения ЦС в Даугавпилсе Валентина Андреева поддержать Риту Строде, ЛПП/ЛЦ.
Однако в Риге, похоже, плохо знают специфику на местах. В среду Урбанович приехал в Даугавпилс с уговорами, а в воскресенье была проведена пресс-конференция вопреки этим уговорам. Председатель даугавпилсских согласистов В. Андреев, не будучи ни кандидатом, ни избранным в думу, специально пришел на судьбоносную пресс-конференцию, где по сути засвидетельствовал свою конфронтацию с Ригой. Он заявил поддержку социал-демократу Эйгиму, который там тоже присустствовал в числе одного из восьми "коалиционеров".
Вне Риги партийная дисциплина имеет относительное значение.
Итого, в Даугавпилсе расклад таков: восемь за социал-демократа Эйгима, семеро за Строде от ЛПП/ЛЦ; из восьмерых за Эйгима один из ЦС, из семерых за Строде – двое из ЦС.
К коалиции социал-демократа и их первого номера Эйгима примыкают не только всякие-разные, но и третий номер списка ЦС Владимир Надеждин. На него, как неофициально известно, имеет влияние глава даугавпилсского отделения ЦС В. Андреев, да и сам Надеждин даже живет в одном подъезде со своим боссом Андреевым, который этот дом то ли строил, то ли до сих пор им владеет/управляет. За свой переход к Эйгиму Надеждин имеет очень даже хороший шанс стать вице-мэром. Их в Даугавпилсе, как и в Юрмале, намечается трое: Надеждин, Анжела Алёхно (№ 2 из двоих от "Латгалес таута" Григория Немцова) и - неизвестная величина, кто-то пока не определенный от социал-демократа Эйгима.
В свою очередь, двое остальных депутатов в Даугавпилсе от ЦС, Вячеслав Ширяков и Виталий Азаревич, вместе со своим вселатвийским лидером Янисом Урбановичем поддерживают кандидата на должность мэра Риту Строде, ЛПП/ЛЦ, которую поддерживает и рижанин-центровик Айнар Шлесерс. Правда, у них меньше голосов, чем у Эйгима, который из пятнадцати набрал восемь – благодаря перебежчику из ЦС – то есть большинство. У Риты же Строде из-за перебежчика-согласиста уже только семь голосов. Надеждин на данный момент решает исход этой битвы.
Юрмалу и Даугавпилс могут повторить и другие регионы. Латвия во многом феодальное государство, по крайней мере, по объему власти у местных региональных элит, и их наплевательскому отношению к рекомендациям «центров».
Ситуация с открытым исходом, кто победит – рижское «Согласие» или регионы со своими "согласиями" – покажет время.