Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

"Министр! Идя в американское посольство, одень памперсы!"

Kompromat.lv

  

(picture 2)
Экс-министр и якобы особо приближенный к опальному олигарху Андрису Шкеле Гундарс Берзиньш. Фото с сайта www.mk.gov.lv.

Один из влиятельнейших членов Народной партии, экс-министр и якобы особо приближенный к опальному олигарху Андрису Шкеле Гундарс Берзиньш "очень недоволен" "непомерным влиянием на латвийскую политику" американского посла.

Интервью с Гундарсом Берзиньшем опубликовала 21 декабря газета Neatkarīgā Rīta Avīze. Несмотря на давнюю конфронтацию "полосатых" и "крапчатых", они же транзитчики и пищевики, перед лицом общей угрозы со стороны "глобального капитала" "национальная буржуазия" в последнее время консолидируется. Угрозы зашли так далеко, что вождь транзитчиков и мэр Вентспилса Айвар Лембергс девять месяцев лишен свободы, последние месяцы пребывая, правда, уже не в камере, а на домашнем аресте; сгущаются тучи и над головой второго главного латвийского олигарха, лидера пищевиков Андриса Шкеле. (Шкеле и создал Народную партию, в которой сохранил свое влияние, и в которой сейчас и работает также Гундарс Берзиньш).

И Лембергс, и Шкеле имеют основания полагать, что за кулисами их проблем стоят США. Так что выступление видного члена Народной партии Гундарса Берзиньша со страниц рупора транзитчиков, Neatkarīgā Rīta Avīze, в чем-то даже закономерно.

Г. Берзиньш начинает интервью с критики новоизбранного премьера Ивара Годманиса, предъявляя ему ту претензию, что 10 % мест в Сейме дают слишком малое влияние и малую возможность для маневра. Кроме того, Годманис, по мнению Г.Берзиньша, "опытен", но "опыт одновременно и рутина". Подлинный лидер партии "священников" ЛПП/ЛП не премьер Годманис, а министр сообщений Айнар Шлесерс, и "разнообразие взглядов" между этими формальным и неформальным лидером "может ослабить" правительство.

Г. Берзиньш также высказывает в другом месте интервью интересную, хотя и достаточно спорную версию, почему президент Валдис Затлерс назвал Годманиса на пост премьера: якобы "главный редактор газеты Diena Сармите Элерте" "постоянно звонила" Затлерсу, чтобы он именно Годманиса назначил на этот пост, а для большей убедительности "в каждом номере газеты" давала "одну положительную статью про Затлерса, и одну отрицательную статью: вот тебе кнут, а вот тебе и пряник".

На вопрос, у кого сейчас в Латвии реальная власть, Г. Берзиньш признает, что только в политике доминируют латыши:

"Политика - единственное, где доминируют латыши. Мы же не можем утверждать, что большую часть недвижимости или капиталов контролируют латыши. Чтобы чужаки более свободно могли бы хозяйничать в нашей стране, позиции латышей в политике им нужно ослаблять. Латвия всегда была буферной зоной между Западом и Востоком. После присоединения к NATO в Латвии значительно возросла борьба между различными спецслужбами за увеличение влияния и перенятие контроля. В свою очередь многие зарубежные латыши всегда сотрудничали со спецслужбами своих стран пребывания. В данный момент большая часть этих людей находится здесь. Они явно или косвенно включены в реализацию интересов этих спецслужб. Мне всегда казался странен институт двойного гражданства. А почему мы тогда, например, не можем разрешить и двоеженство, чтобы людям, уехавшим работать за границу, жилось легче? Одна жена в Ирландии, другая - в Латвии... В Сейме примерно 10 % депутатов с двумя паспортами. Это неправильно. Двойное гражданство нам разрешать нельзя. Через этих людей реализуются интересы других государств".

Отвечая на вопрос, контролируют ли Латвию спецслужбы, Г. Берзиньш частично соглашается: "На власть они влияют определённо". Затем Г. Берзиньш немного проезжается по американскому послу Кэтрин Тод-Бейли, называет ее "врагом интересов собственного государства, США", и ставит под сомнение, что отзыв ее с поста посла был очередным. Поскольку следующий американский посол проработает только полтора года до истечения срока полномочий президента Джорджа Буша, то, по мнению Г.Берзиньша, аргумент, что Кэтрин Тод-Бейли "отработала законный для посла срок в три года", не выдерживает критики. Берзиньш думает, что решение об отзыве Кэтрин Тод-Бейли приняла комиссия Госдепартамента США, каковой факт в Латвии тщательно скрывается.

(Как известно, во время "битвы за Лоскутова" Кэтрин Тод-Бейли обратилась с публичной речью, в которой, не называя их по именам, поддержала Лоскутова и резко выступила против А. Лемберга и А. Шкеле).

Г.Берзиньш далее рассказывает, что, если бы он сейчас вдруг захотел занять какой-нибудь публичный пост в политике, то после такой критики американского посла в Латвии это для него "было бы невозможно", потому что "влияние США на внутреннеполитические процессы в Латвии велико". Это Г. Берзиньшу не нравится:

"Здесь идет речь о нашей национальной гордости. Можно с согнутой спиной мчаться в посольство, что на бульваре Райниса (где и находится посольство США), чтобы получить советы. Нашим министрам (очевидно, министрам Народной партии) я сказал: если что-то такое случится, тогда можете туда и переселяться. Такие люди не должны работать в госуправлении Латвии. Здание посольства США находится в очень хорошо обозреваемом месте (вскоре, правда, его перенесут подальше от центра). Поэтому мне, например, очень трудно понять, что потерял в этом доме руководитель SAB Янис Кажоциньш. Иногда он это посольство посещает даже три раза в неделю. Больно видеть, как он с согнутой спинкой туда прислужливо семенит. Конечно, я не могу утверждать, что господин Кажоциньш шпионит в интересах США. Упаси Бог! Это частое гощение можно объяснить влечением госпожи Бейли часто печь индюшек, и, возможно, господин Кажоциньш помогает ощипывать этих индюков. Поэтому мы как союзники США на прощание могли бы подарить госпоже Бейли господина Кажоциньша, чтобы он помогал щипать этих индюков и на ее родине. Мы даже можем сохранить ему на время этой трехлетней миссии зарплату главы SAB. Но мы ни в коей мере не можем утверждать, что господин Кажоциньш шпионит в интересах некого иностранного государства!"

Далее Г. Берзиньш получает вопрос журналиста, как же тогда объяснить заявление бывшего однопартийца Г. Берзиньша Артиса Пабрикса, который, уходя с поста министра иностранных дел, заявил: "Мне неприемлемы комментарии многих ветеранов партии, о, например, вмешательстве США во внутреннюю политику Латвии". Г. Берзиньш отвечает:

"Пареньку надо сменить мокрые памперсы, надо надеть новые, тогда выйти в народ и открыто рассказать обществу о своем отношении к компенсациям евреям (имеются в виду, очевидно, компенсации еврейской общине за принадлежавшую ей до войны собственность). Пусть он не боится, пусть расскажет! Если нужно новые памперсы - я ему куплю! Это один из вопросов, по которым за кулисами на политиков было оказано гигантское давление. Это давление идет из-за океана, потому что там влияние этой общины очень велико. Пабрику следовало бы открыть, кто это такие, что на него давят. Не нужно бояться! Памперсы сейчас прочные!"

Далее Г. Берзиньш поведал, что в канцелярии президента Латвии якобы работает агент SAB, который регулярно строчит на президента Валдиса Затлерса доносы, "пишет рапорты" и, как тут же уточняет Г. Берзниньш, "то есть стучит на него". Г. Берзиньш укоряет президента, что у него очень низкий уровень уважения к себе, если он такое позволяет. Г. Берзиньш говорит, что он подобные явления называет "политикой подстилок", и упрекает президента, что тот "как подстилка", о которую "каждый может вытереть ноги". В дальнейшем интервью Г. Берзиньш защищает А. Лембергса и А. Шкеле и говорит, что прокуратура к ним несправедлива, так же как как не нужен и антимафиозный закон, который сейчас в Сейме "пытается протащить" партия "Новое время". По этому закону, "стучать" на Лембергса и Шкеле станет гораздо легче и безопаснее, к тому же, решение о наказании олигархов якобы можно будет принимать даже не на уровне суда, а на уровне Генпрокуратуры.

Несколько в стиле Жириновского Г. Берзиньш заканчивает интервью рассказом о подарке, который ему подарил, уходя со своего поста, бывший премьер Айгар Калвитис в благодарность за работу на посту министра здравоохранения. Это был пистолет Sig Sauer: "Может быть, в этом кроется какой-то намек: когда турецкий султан присылал министру шелковый шнурок, слуги должны были его удавить. Долго думал, зачем Калвитис мне подарил пистолет. Но мне хотя бы пистолет, а, когда Шкеле уходил, ему ничего не подарили". По словам Г. Берзиньша, он будет делать всё, чтобы Андриса Шкеле рано или поздно наградили орденом Трех звезд за его работу на посту премьер-министра Латвии.

2007-12-21 13:08:34