Харьюский уездный суд приговорил известного мотогонщика Арво Лаксберга к реальному тюремному заключению сроком на 9 лет и 6 месяцев за хранение продажу наркотиков.
Арво Лаксберг обвиняется в хранении большой партии кокаина и гашиша, а также контрабанде кокаина. У него есть возможность обжаловать решение в Таллиннском окружном суде в течение 15 дней, сообщили в суде.
Статья, опубликованная в газете «Eesti Ekspress», восстанавливая цепь событий, рассказывает о том, как было раскрыто данное преступление и что предшествовало его совершению.
В октябре 2004 года полицейские и таможенники нашли в Пярну при осмотре содержимого кузова грузового автомобиля спрятанные среди мешков с чесноком пять коричневых килограммовых пачек порошка, содержащего кокаин. Задержанный водитель грузовика запираться на допросе не стал и почти сразу указал человека, который заплатил ему за транспортировку кокаина из Испании в Эстонию, им оказался Арво Лаксберг, известный в прошлом эстонский мотогонщик. В августе 2005 года Пярнуский уездный суд приговорил курьера, назовём его Олевом, за перевозку наркотика к двум годам и четырём месяцам тюрьмы. Лаксберга же приговор ожидает в ближайшее время, хотя он, конечно, не будет таким мягким, как в случае с курьером. Ибо, кроме того, что Лаксберг является организатором перевозки вышеупомянутой партии кокаина, он обвиняется ещё и в хранении 25 килограммов гашиша.
Журналисту «Eesti Ekspress» Янару Филиппову удалось восстановить хронологию событий на основе материалов обвинительного заключения по делу Олева, а также на основе услышанного на заседании Таллиннского окружного суда, которое состоялось в феврале этого года и где рассматривался вопрос законности освобождения Лаксберга из-под стражи под залог.
А теперь о хронологии. Утром 11 октября 2004 года у дежурного по Пярнуской полицейской префектуре зазвонил телефон. Звонили со «статойловской» заправки, находящейся в Пярну на улице Папинийду. Звонивший сообщил, что его грузовик находится сейчас на этой заправке и его машину уже продолжительное время преследуют, поэтому водитель грузовика боится за свою жизнь. Полиция выехала на место и после непродолжительной гонки задержала автомобиль с преследователями, о которых сообщил водитель грузовика, на улице Эхитаяте. Сидевшие в автомобиле мужчины успели до задержания выбросить из окна "Макаров" с полной обоймой, но полиции удалось всё же оружие заполучить. Задержав преследователей, полицейские решили обыскать и грузовик, заинтересовавший преступников. Интуиция и опыт говорили полицейским однозначно, если за грузовиком следили преступники, значит, там должно быть что-то незаконное. Только что? Оружие, наркотики, золото? Предположений было много. Но когда кузов грузовика основательно распотрошили, оттуда был извлечён запрятанный пакет, с содержимым которого в таком объёме не сталкивались даже опытные полицейские и таможенники. В загруженном овощами кузове среди мешков с чесноком находился замотанный коричневым скотчем пакет, в котором было пять килограммов белого порошка. Как показала потом экспертиза , порошок содержал 2373 грамма чистого кокаина, то есть в пересчёте на уличные цены партия наркотика «тянула» на пять миллионов крон.
Далее «Eesti Ekspress» цитирует материалы дела. Ведущий инспектор Ляянеской службы Налогового и Таможенного департамента Кайдо Туулемяэ сообщает в своём рапорте: «Мною с задержанием «Олева» начато уголовное расследование nr. ### по факту перевозки «Олевом» в кузове грузовика Volvo F12 запрятанных между мешками с чесноком и замотанных коричневым скотчем пяти пакетов. В ходе таможенного осмотра при открытии одного пакета выяснилось, что упаковка содержит белое порошкоообразное вещество, что реагирует на кокаиновый экспресс-тест.»
Как удалось установить, отправители груза действовали вполне профессионально. Посылка была тщательно замаскирована, было сделано всё, чтобы её не обнаружили наркособаки. Кроме того, что кокаин был спрятан между мешками с чесноком, в пакеты с наркотиком было добавлен порошок кофе , обладающий, как и чеснок, сильным запахом. Так что операция была продумана хорошо. Но не была предусмотрена ситуация, ибо организаторы наркоперевозки не могли даже подумать об том, что курьер попадёт в лапы шоссейных грабителей и сам передаст себя в руки полиции.
Как пишет журналист «Eesti Ekspress», канцелярия Пярнуского уездного суда - это очень тихое место и в такой тихой атмосфере просто трудно читать такие захватывающие дух истории, как дело наркокурьера Олева. Рассказ курьера о том, как его преследовали от гавани в Лиепая до Пярну, как он всё-таки живым добрался до вышеупомянутой «статойловской» заправки, с которой звонил в полицию, и что в дальнейшем из этого вышло, подходит, как отмечает журналист, для сценария неплохого приключенческого фильма. Официально Олев поехал с грузом торфа в Испанию, который он должен был доставить в местечко близ Валенсии, а оттуда он должен был взять и доставить в Эстонию овощи. Вот как об этом рассказывает сам водитель грузовика (выписка из протокола допроса): «Ждал в гавани находившегося на другом судне пярнуского мужика, которого зовут Юссь. Вдруг кто-то попытался открыть пассажирскую дверь, но когда из этого ничего не вышло, неизвестный обошёл машину и распахнул дверь водителя. Я сам в это время был в кабине, сидел в середине между двумя сиденьями. «Чужак» влез в кабину, сел за руль и поехал.» По описанию Олева, это был коренастый брюнет, говоривший по-русски, ростом около 170 см, который сразу предъявил ультиматум: «Платишь нам сразу или будут проблемы?» «Не плачу я ничего,» ответил Олев и выкрикнул в рацию: «Налётчик вымогает деньги.» После чего «чужак» ещё раз быстро повторил своё требование и выпрыгнул из кабины. Около двух часов ночи четыре эстонских грузовика начали движение в сторону Пярну. Уже так сложилось, что едущие в колонне водители обычно поддерживают связь между собой по рации. И через некоторое время по рации сообщили, что серебристый Опель с эстонскими номерами пытается помешать движению, едет медленно и не даёт себя обогнать. После пересечения пограничного пункта Икла у Олева зазвонил мобильный телефон, у него спросили по-русски, не передумал ли он, но Олев прервал разговор. У водителей грузовиков существовала договорённость о том, что они перекусят на заправке Валге близ Икла. Поэтому Олев повернул неожиданно для преследовавшего Опеля на заправку, но выходить из машины не стал, а выключил фары и выехал в темноте снова на шоссе, там он надавил на газ и на полной скорости рванул в Пярну, надеясь таким образом оторваться от преследователей. Но, добравшись до Пярну и обнаружив, что оторваться не удалось и машина с вымогателями по-прежнему «на хвосте», он позвонил в полицию. На заправке «Статойла» он передал себя в руки полицейским.
Курьёз ситуации состоит в том, что если бы водитель грузовика не вызвал бы сам себе полицию, груз наркотиков стоимостью не менее пяти миллионов крон достиг бы заказчика. Заказчиком же был не кто иной, как бывший прославленный мотогонщик Арво Лаксберг, как позднее на допросах признался водитель грузовика. Это признание курьер сделал тоже не сразу. На первых допросах он утверждал, что ему вообще не оплачивали перевозку наркотиков. Его первая версия была типичной для таких случаев, кто-то чужой забрался в стоявшую машину и спрятал там пакет без ведома водителя. Но чем больше полицейские слушали мужчину, тем яснее им становилось, что Олев является всё же курьером и что за транспортировку опасного груза ему пообещали неплохо заплатить. Как выяснилось потом, ему было обещано 10.000 крон за килограмм перевозимого груза. Но настойчивость допрашивающих всё же победила, имя заказчика курьером было названо. И если сначала Олев называл в качестве заказчика говорящего по-русски незнакомца, то в конце концов он открыл карты и назвал имя Арво Лаксберга. На своём последнем допросе Олев сказал только три фразы: «Да, меня завербовал Арво Лаксберг для контрабанды кокаина из Испании в Эстонию. Всё происходило так, как написано в материалах допроса и я остаюсь при своих показаниях. Я сожалею о содеянном и прошу упрощённого судопроизводства.»
Упрощённое судопроизводство означает, что уголовное дело рассматривается в суде только на основе материалов следствия, а свидетели не вызываются. В этом случае за экономию времени при вынесении приговора подсудимому полагается маленькая поблажка - срок его наказания сокращается на треть. Окончательным наказанием для Олева стали два года и четыре месяца тюрьмы. Мужчина сидит сейчас в Пярнуской тюрьме, и должен выйти на свободу в марте 2007 года.
Бывший же мотогонщик мирового уровня Арво Лаксберг летом 2005 года был объявлен в розыск. 15 августа его задержали на судне, следовавшем в Швецию, и оставили под стражей до января 2006 года. 12 января Пярнуский уездный суд решил, что Лаксберг заслуживает освобождения из-под стражи под залог в размере 750.000 крон. Само освобождение Лаксберга под залог происходило тоже довольно оригинально, отмечает «Eesti Ekspress», Лаксберг вышел на свободу сразу после того, как его отец заплатил залоговую сумму.
Курьёзность же ситуации заключается в том, что закон предусматривает другой порядок освобождения в подобных случаях. По закону у прокурора есть право в течение десяти дней оспорить назначение залога в вышестоящем суде, реально же освободить человека можно только после объявления решения суда второй инстанции. Наш же мотогонщик вышел на свободу сразу, то есть за две недели до того, как суд второй ступени успел рассмотреть дело, вышел сразу после поступления суммы залога на депозитный счёт суда. На сегодня так и не ясно, вышло ли это случайно или было сделано умышленно.
Рекомендуем на данную тему:
Кокаиновый передел