Главная  Архив  Обращение к читателям  Пишите нам  Персоналии   Консультации
[EN] [LV]

Обмен с кровопролитием

Антон ПАК, Алексей АКОПОВ

  

История получилась скандальной. C криками, с истерикой, с кровопусканием и горючими слезами. А ведь так славно все начиналось...

Жилищная загогулина

Один из авторов этого материала задумал снять с любимой девушкой квартирку в Риге. Маленькую, однокомнатную, не в родительской же жить? Дальние цели нашей молодой семьи требовали автономного жизненного пространства.

Но уже через два дня выяснилось, что самостоятельно найти жилище трудно. В квартире с ободранными обоями в девятиэтажке на ул. Лубанас пахло бомжатником, в 109-й серии на ул. Аугуста Деглава еще шел ремонт, а в однояйцевых строениях на мрачных столичных окраинах самим жить не хотелось, ибо там умирает любовь. В итоге стало ясно, что без посредника не обойтись. Из трех десятков таких рижских фирм выбор ищущих пал на ООО SDM Agentura. Офис в самом центре столицы, на улице Алфреда Калниня, 6. Созвонились. Нам обещали «быструю надежную помощь». Жить стало веселей. И вот оно:

- Здравствуйте! Какую квартиру из нашей базы данных вы бы хотели? За сколько? Где? – Миниатюрный диспетчер выглядела молодо, разве что настороженный, недоверчивый взгляд выдавал в ней битую жизнью женщину. Деркачева ее звали, Деркачева!

За буквой «Г»

Сначала об офисе – лице фирмы. Клиенту бы насторожиться, но хочется поскорей въехать в новое, подысканное для тебя жилье. Итак, кабинет 207 -- на втором этаже. Место еще то. Рядом стройка московского Дома культуры, а также пивные и гей-клуб за предусмотрительно бронированной дверью. Вверх по темной лестнице, пропахшей котиками. Скромная дверь с номерком. Вот и офис. Внутри - составленные буквой «Г» два старых канцелярских стола. Телефон, блокнот, папка с заветными адресами; старенький кассовый аппарат на сейфе, регистрационное удостоверение в рамочке на стене и сама диспетчер - стриженная по-пацански, одетая в черные брючки пигалица.

Деркачева сразу позвонила по двум номерам телефонов – хозяевам квартир на улицах Александра Чака и Экспорта.

- Сдаете? Скоро к вам подъедут! - сказала она в трубку. За договор с фирмой требовалось 10 латов. Ну, нате! Получив денежку, девушка продиктовала нам два только что прозвоненных номера. И третий (как бонус) – с квартирой на ул. Гертрудес. Выдала чек и контракт, по которому SDM Agentura обязывалась искать требуемое в течение трех месяцев, а клиент получал право звонить и интересоваться результатами маклерского сыска. Грамотно развела...

Номер телефона, что якобы принадлежал хозяевам жилья на ул. Чака, был отключен – мы выяснили это спустя пять минут после подписания контракта. Ну ладно, подумали мы, бывает. На ул. Гертрудес хозяин сказал, что «передумал сдавать хату». А самым интересным оказался телефонный номер на улице Экспорта – оказалось, там хозяева сдали квартиру за ДВЕ НЕДЕЛИ до того, как диспетчер Деркачева договорилась ПРИ ДВУХ СВИДЕТЕЛЯХ о ее немедленной сдаче.

Дальше несколько дней было все то же. Звонки по всем адресам – без результатов. Кое-где хмыкали, где-то бросали трубку, а в иных местах жаловались: «Вы уже седьмой за сегодня, интересующийся нашей квартирой. Мы здесь живем: муж, дочка, песик и я! Мы не сдаем!!!»

Кровавый удар ручкой

На пятый день ваши авторы самолично явились на А. Калниня, 6, кабинет 207. Все по-прежнему: касса, сейф, папка, не считая новенькой, растерянной блондинки. Деркачева сначала принялась отрицать, что давала ложные адресочки. Но затем быстро сникла под неоспоримым грузом улик. Лишь глаза маленькой отважной диспетчерши сверкали решительно. Вернуть нечестно полученный аванс диспетчер отказалась наотрез:

- Звоните ежедневно, как указано в контракте. В течение трех месяцев. Вам станет обидно, когда вы узнаете, сколько клиентов у нас проходит в день! Короче, звоните...

При нас звонили дважды. Симпатичная высокая блондинка отвечала шепотом, играя великого конспиратора. Мы продолжали процесс дознания в рамках журналистского расследования. Маленькая упрямо отвечала на все наши вопросы: НЕ СКАЖУ! Ни как дозвониться до начальства конторы, ни кто ею руководит, ни что вообще представляет собой Agentura SDM, внесенная в Регистр предприятий 30 ноября 2001 года. Агентура Строго Доверительного Мошенничества? Серьезная Денежная Махинация? Суки Дураков Мытарят? Мы так и не узнали... Тем временем в офисе прибавилось людей: это были и новые, и старые клиенты фирмы – среди последних владелец автостоянки Влад. Его с подружкой Кристиной целую неделю, как нас, разводили – и Влад хотел очень серьезно поговорить с хозяином фирмы. Как его найти? Деркачева: - НЕ СКАЖУ! - Но почему? - НЕ СКАЖУ! Голоса десяти человек заполнили кабинетик.

И тут в дверь, постучав, вошел одиннадцатый. Это был ветеран отечественной фотожурналистики, седобородый мастер Анатолий Шутенков. В свои за 65 он проплывает 4,5 км за полтора часа, ходит на лыжах, может выйти на ринг. Есть, впрочем, у Анатолия Федоровича одна фобия – боится, что его камеру разобьют хулиганы, что было уже не раз. Однажды он в Рижском зоопарке даже вступил в схватку с взбесившимся по весне казуаром. В бою пострадали два ребра А. Ф. и главное орудие его производства. С трудом он накопил на новый Zenit. С тех пор он всегда корректен. И в этот раз, предупредив, что будет снимать, навел объектив камеры...

Собственно, тут все и началось. Ясно, что огласка фирме не нужна: девушки стыдливо закрыли лица. Деркачева – папкой с адресами, блондинка – телефоном. Затем малышка вскочила и, крича, набросилась на нашего фотографа. В ее руке, как кинжал, была зажата канцелярская авторучка. Ее острым концом диспетчер била Анатолия Федоровича (годящегося ей в отцы, едва ли не в деды!) по голове и, самое страшное, по фотокамере. Или, что вернее, Шутенков своей головой закрывал камеру.

Некрасивое вышло зрелище: маленькая женщина, торгующая координатами якобы сдаваемых квартир, забилась в истерике. Семеро мужчин, стоявших в кабинете SDM Agentura, пытались ее остановить. Но словно сам дьявол вселился в маленького диспетчера: Деркачеву, как потревоженную львицу, и всемером удержать оказалось трудновато.

- Спокойно, женщина, спокойно, - говорил один из клиентов, добродушный Геннадий, заслоняя собой пожилого фотокора. Но Деркачева продолжала бить авторучкой, как холодным оружием. Гена еле успел отвернуть глаза, когда острый стержень впился ему в левую скулу. Пошла кровь. Возьми Деркачева тремя сантиметрами выше, и он запросто лишился бы глаза.

Криминальный итог

Спустя сорок минут мы сидели в полиции. Сотрудники 21-го отделения столицы заполняли формуляры. Нам было не жаль потерянных 10 латов. Но, думали мы, фирма, кидающая на десятилатовики сотни клиентов в месяц, должна провалиться в тартарары!

Случившееся прокомментировали те же сотрудники полиции, которые допросили нас как свидетелей:

- Это обыкновенное квартирное жульничество. Фирма SDM Agentura когда-то работала рядом с нами, затем съехала. Такие конторы часто меняют адреса. Но схема остается прежней. К слову, только на территории нашего района подобных фирм больше пяти. По той же схеме, что и у вас, они «занимаются трудоустройством». Каждый месяц поступают десятки заявлений на эти фирмы об обмане, но мы бессильны. Во всем виноваты несовершенные законы. Не подписывайте сомнительные контракты, не верьте обещаниям с предоплатой.

На этот раз Деркачевой не повезло. Ей светит статья УК – хулиганство. Но как эта фурия дралась за десятку! Впрочем, нет - она воевала за теплое местечко под нашим холодным солнцем! Ее, эту воительницу, можно понять и даже простить, но прямо скажем: фирме ее – кранты. Потому что за дело взялись специалисты МВД.